Парадный Расчет
Май в этом году особый. Вся страна, да и весь мир тоже, празднует 65-ю годовщину Победы. Ну а мы вспоминаем, как принимался парад Победы.
Кумир и Полюс
Терский жеребец светло-серой масти Кумир, на котором 24 июня 1945 года принимал парад Первый Заместитель Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, а также чистокровный верховой Полюс «угольной» масти, на котором командовал этим парадом маршал Рокоссовский, стали самыми известными лошадьми в советской истории.
ЗИС – 110Б
Первые фаэтоны на базе лимузина ЗИС-110 были построены в 1949 году. И только через б лет были изготовлены специальные парадные автомобили особого серо-бирюзового цвета, сочетающегося с цветом маршальской шинели. Как это ни дико звучит, но ни при Сталине, ни при Хрущеве в День Победы 9 мая - с 1946 по 1964 год -торжественные военные парады не проводились. Так что ЗИС-110Б принимал участие только в парадах 7 ноября.
ЗИЛ - 111В и ЗИЛ - 111Д
Праздничным нерабочим днем 9 мая был вновь объявлен (после 1946-1947 гг.) только с приходом к власти Брежнева. В 1965 году состоялся первый майский Парад Победы. Помимо нового церемониала зрители увидели и два кабриолета ЗИЛ-111В. Спустя два года их заменили на «рестайлинговые» четырехфарные ЗИЛ-111 Д. Цвет машин остался практически тем же. На «сто одиннадцатых» Парады Победы принимали маршалы Советского Союза Малиновский и Гречко.
ЗИЛ - 117В
В 1973 году на Красную площадь выехали новые и впервые двухдверные кабриолеты ЗИЛ-117В. В основе их конструкции - короткобазное рамное шасси седана «117». Тот, в свою очередь, был создан для поездок Брежнева на отдыхе в горном Крыму. В парадном расчете служили три одинаковых автомобиля: два основных и один резервный. Спецоборудование: высокий поручень (маршал принимал парад стоя) и радиостанция, транслирующая команды на установленные на крыше ГУМа звукоусилители. До 1984 года на «сто семнадцатых» майский парад успели принять маршалы Советского Союза Гречко и Устинов.
ЗИЛ – 41044
Последний из советских парадных кабриолетов застал застой, перестройку, развал Союза и новую Россию. Среди принимавших на этом автомобиле парад были маршалы и генералы: Соколов. Язов, Шапошников, Грачев, Родионов, Сергеев, а также министры обороны в штатском - Иванов и Сердюков. Технически модель 41044, носившая заводской индекс 115В, явпялась продуктом рестайлинга своего предшественника -117В. Всего было выпущено три таких автомобиля.