Лишение прав нетрезвых водителей пожизненно: в России намерены серьезно подумать над таким законом
Вопрос безопасности на дороге всегда и во всех странах актуален. И пока в цивилизованных странах автопроизводители выпускают модели автомобилей с предупредительными и оповестительными системами, которые должны помогать как водителю, так и и пешеходу избегать аварийных ситуаций, то в странах, таких как Россия и Украина, пока что пытаются бороться с брутальной и вопиющей причиной, которая чаще всего приводит к несчастным случаям на дорогах — вождение авто в алкогольном опьянении.
В правилах дорожного движения в обоих странах предусмотрено наказание, если нетрезвого водителя вдруг поймают дорожные инспекторы - лишение прав от 1,5 до 2 лет (в России), а по истечению этого срока — пересдача на получение новых прав.
У нас по официальным правилам — если «впервые попался» предусмотрен арест 7-10 суток, или общественные работы до 50 часов, а также штраф от 2550 до 3400 грн, если во второй раз — то лишение прав на 2-3 года с платным изъятием ТС, или общественные работы до 60 часов или арест 10-15 суток. На практике в Украине пойманного подвыпившего водителя сразу же лишают прав на год, поскольку предусмотренный штраф ничтожно мал для тех типичных нарушителей "сухого" закона за рулем - это очевидно.
Но, как показывает практика, даже такое наказание не останавливает водителей рисковать своей и чужой жизнью вновь. Подвыпившие водители всячески стараются избежать «контакта» с инспекторами, но никак не алкоголя за рулем.
В России общественная организация «Антиалкогольный фронт»(да, есть вот такая организация!) намерена всерьез заняться искоренением этого порочного круга, предложив депутатам Госдумы лишать прав пьяных водителей навсегда, на всю жизнь.
Организация подчеркивает, что количество ДТП в России в прошлом году зафиксировано 12 тысяч — из-за пьяных водителей. Председатель организации Евгений Буянов приводит факты, что по количеству аварий из-за нетрезвых водителей лидирующие места за Украиной, Египтом и Россией. И что если не принять более жесткие и категоричные меры, то ситуация будет только ухудшаться.
Поскольку и ранее в России пытались призвать депутатов российской Госдумы принять закон о пожизненном лишении прав водителей, но все до сих пор оставалось лишь призывом. Буянов подчеркивает, что «пролоббировать эту идею в Госдуме сложно. Поэтому мы решили написать премьеру и президенту - пусть проконтролируют».
Возможно, такая настойчивость инициативной группы создаст необходимость проанализировать тщательнее ситуацию, сложившуюся в практике ПДД, когда краткое лишение прав пьяных водителей не приводит к ощутимому результату.
Известно, что часто владельцы автомобилей по решению суда лишаются прав, однако это вовсе не мешает им продолжать водить автомобиль. В целом, в наших странах — России и Украине — проблем пьянства вообще «родная» тема, и в «совковое» время даже расстрел пьяных водителей или приговаривание их надолго к тюрьме не останавливал людей от соблазна выпить перед тем как сесть за руль. Эти меры оказались не эффективны ни для кого. Возможно, европейский опыт — антиалкогольные датчики-тестеры, которые фиксируют алкогольные пары водителя и блокируют зажигание автоматом - может быть полезной функцией, но едва ли полным решением проблемы.
Но и Украине и России до европейского менталитета еще далеко — тут вопрос культуры пития и культуры вождения, которую надо воспитывать. А в воспитании, как известно, успех достигается сбалансированным поощрением и обязательным наказанием, чтобы человек знал границу, за которою переступать категорически нельзя. И, может быть, как для страны с сильной азиатской линией менталитета, где наказание - это часть осознания и познания мира, важно, чтобы у человека был серьезный страх - чтобы ограничивать и воспитывать. В таком случае, страх - лишиться прав водить авто пожизненно - возможно, многих остановит.
А что вы думаете по этому поводу? Поможет ли принятие закона о лишении пожизненно прав нетрезвых водителей сократить количество ДТП? Остановит ли такое наказание водителей от желания опрокинуть рюмку-две перед вождением?