КОММЕРЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ. Системы безопасности. Дай дорогу дураку
Голландцы из DAF подкрепили известную народную мудрость целым набором сверхсовременных систем помощи водителю.
Жил-был в центре Европы автопроизводитель DAF, который даже во времена введения экологических норм Евро 3 игнорировал электронный контроль впрыска. Да и автоматизированные коробки долго не признавал... Это старая сказка: потерпев крах в начале 90-х, DAF очень аккуратно относился к экспериментам с инновациями,боясь распугать и без того поредевших клиентов. Сегодня все по-другому. Никакого страха перед технологиями - модель XF105.460 буквально нашпигована электроникой. Главное, что нужно водителю,- уметь пользоваться всеми системами. И не забывать принцип трех «Д», вынесенный в заголовок этой статьи.
БЕЗУМНЫЙ ТЕСТ
Чтобы оценить работу самого главного из электронных помощников, мы пригнали DAF на полигон Quattroruote и в условиях полной безопасности воспроизвели типичные маневры безумных водителей легковушек. Цель теста - проверить скорость реакции электронных систем. Испытатель, играющий роль нарушителя, занял место за рулем Ford Fiesta Van.
ЭЛЕКТРОННАЯ ЗАЩИТА ОТ ЧУЖОЙ ГЛУПОСТИ Не перевелись еще на дорогах вечно спешащие, которые норовят «подрезать» грузовик даже перед тем, как съезжать с магистрали. Избежать аварийной ситуации поможет система FCW DAF - она вовремя предупредит водителя грузовика о притормаживающей впереди легковушке.
НЕ ПОДРЕЖЕШЬ
Самая распространенная ситуация на трассе: легковушка обгоняет автопоезд и принимается тормозить, чтобы вписаться в ближайший съезд. Последствия такого маневра могут быть плачевными - как минимум помятая задняя часть автомобиля.
Адаптивный круиз-контроль XF старается поддерживать дистанцию с запасом, ограничивая подачу топлива. Если этого окажется недостаточно, и легковушка все равно оказывается слишком близко перед грузовиком, система начнет автоматически притормаживать. Когда же и после этого дистанция продолжит сокращаться, на щитке приборов грузовика появится предупреждающий значок и прозвучит звуковой сигнал.
ИЗМЕРЯЮ! Адаптивный круиз-контроль может даже показывать скорость впереди идущего автомобиля. Очень полезно при движении в колонне.
Обгон справа, как известно, запрещен, тем не менее на практике постоянно имеет место. В случае с тяжеловозом он особенно опасен. DAF подумал и об этом. Даже если легковушка спрячется глубоко в мертвой зоне по правому борту, специальная камера «дотянется» своим взглядом до пространства в районе пассажирской двери.
ТРЕТИЙ ГЛАЗ. Какими бы хорошими ни были зеркала, мертвые зоны остаются. Проблему решает камера, транслирующая изображение на экран, расположенный перед водителем.
Это лишь часть оборудования XF105 - об остальных системах читайте ниже на этой странице.
ДОРОГОЙ НАБОР БУКВ
Мы приводим перечень систем, которыми может быть оборудован DAF, их наиболее распространенные обозначения и стоимость каждой из них в Европе (без учета НДС). Пока названия различных систем безопасности не приведут к единому стандарту, мы так и будем иметь дело с пестрым набором различных аббревиатур, которые нужно просто понять и запомнить.
ABS/EBS (штатно)
Единственное признаваемое всеми название, пришедшее из немецкого, - Anti Blockier System. Система предотвращает блокировку колес при торможении. Есть и английское название - Electronic Brake System.
АСС (4560 евро)
Английская аббревиатура от Adaptive Cruise Control. Активный (или адаптивный) круиз-контроль удерживает постоянную дистанцию до впередиидущего автомобиля.
ALM (775 евро)
Система контроля нагрузки по осям - Axle Load Monitoring.
ASR/SMR (1125 евро)
Английский и немецкий варианты системы контроля тяги - Anti Slip Regulation и Schlepp Moment Regelung.
BA (штатно)
Или Brake Assist - система, увеличивающая давление в тормозной системе для максимального замедления.
DTS (4465 евро)
DAF Telematics System позволяет отследить местонахождение грузовика, передать или получить различные данные.
FCW (н.д.)
От английского Front Collision Warning - система предупреждения о столкновениях.
LDWS/LGS (2100 евро)
Система предупреждения о пересечении разметки - Line Departure Warning System.
VSC (2930 евро)
Система курсовой устойчивости, аналог ESP, - Vehicle Stabilty Control.
Ксенон (1585 евро)
Название инертного газа, используемого в лампах. Слово заимствовано из греческого языка.