Французские студенты изобрели автомобиль, способный преодалеть до 4,9 тыс. км на литре топлива
Группа студентов из Франции разработала автомобиль, который может ездить до 4,9 тыс. км на одном литре топлива. Революционное изобретение было продемонстрировано в Германии в рамках ежегодного экологического автомарафона, организованного компанией Shell.
С 1985 года Shell проводит в Европе мероприятие, казалось бы, противоестественное для нефтяного гиганта, – экологический марафон. Появившись еще в 1939 году в США как внутрикорпоративное соревнование между сотрудниками научно-исследовательской лаборатории, сегодня марафон превратился в ежегодный фестиваль, главные действующие лица которого — молодые инженеры и студенты из двух десятков европейских стран.
В нынешнем, двадцать шестом марафоне приняли участие около двухсот команд, каждая из которых выставила свой автомобиль, приспособленный для максимальной экономии топлива. Задача — пройти как можно большее расстояние на одном литре топлива. С 2005 года никому не удавалось превзойти результат, показанный машиной из Цюриха, – 3836 километров. Но на этот раз получилось: автомобиль под названием Polyjoule, созданный французскими студентами из Политехнического университета в Нанте, в первый день соревнований продемонстрирвал потенциальный пробег в 4414 километров на одном литре, а затем улучшил свое достижение до 4896 км.
Этот аппарат потребляет примерно в 500 раз меньше топлива, чем средний легковой автомобиль. Однако само топливо в данном случае — не бензин, а сжиженный водород. Технические подробности французы держат в секрете, но известно, что силовая установка Polyjoule работает по принципу так называемых топливных элементов, где в результате каталитической реакции соединения водорода и кислорода вырабатывается электроэнергия.
Длинный список партнеров, в числе которых очень солидные научные и производственные компании, не позволяет усомниться в том, что идея реализована на самом высоком техническом уровне, и разработчикам есть что скрывать от конкурентов. Впрочем, в марафоне участвуют и автомобили с традиционными ДВС: например, на втором месте в этом году оказалась также французская разработка, бензиновый Microjoule, и его результат не намного хуже — 2821 километр на литре бензина.
Конечно же, дело еще и в самих машинах, совершенно не похожих на традиционные средства передвижения. Практически все они выглядят так же, как нынешний победитель — крохотная обтекаемая капсула на трех узеньких колесах, обладающих минимальным сопротивлением качению, внутри едва помещается водитель, причем в лежачем положении. Собственная масса машины, полностью сделанной из углепластика, – всего 23 килограмма, да и пилот, миниатюрная девушка-студентка, судя по всему, весит немногим больше.
Автомобиль-рекордсмен относится к классу прототипов, но есть еще категория «городские концепты» (UrbanConcept), где технические требования более жесткие, а машины чуть больше похожи на те, что ездят по улицам. В этом году лучшим в данном классе признан голландский Hydro Cruiser, тоже использующий в качестве топлива водород: проехав на литре 747 километров (в привычных нам единицах это примерно 0,13 л/100 км), он занял в абсолютном зачете 32-е место.
Кстати, любопытно отследить национальный расклад марафона: тут убедительно доминируют французы, занимающие шесть мест в десятке лучших, а компанию им составляют две машины из Германии (3-е и 4-е места), одна итальянская (5?е место) и одна португальская (7-е). А на почетном 40-м месте — команда из Харьковского автодорожного института: украинский автомобиль массой 43 кг, снабженный бензиновым движком Honda, смог проехать на литре бензина 570 километров (0,175 л/100 км).
Читайте также: ТОП 10 грубейших ошибок водителя