Благодаря кризису и штрафам число аварий в 2009 снизилось
Повышенные штрафы для лихачей и кризис сделали доброе дело — аварий и смертей на дорогах в 2009 году стало в полтора раза меньше, нежели в 2008-м. Об этом свидетельствуют данные Госкомстата Украины. Как видно из статистики ДТП за последние 30 лет (с 1980 по 2009 годы), количество аварий на дорогах страны начало расти с 2001 года. Пиковым стал 2007 год, когда в рекордном со времен независимости Украины количестве ДТП погибло рекордное число людей — больше 9,5 тысячи. Существенно уменьшаться количество аварий и их жертв стало лишь год назад, почти достигнув уровня самого спокойного 2000 года (информационный график ниже). Эксперты в области безопасности дорожного движения связывают такую статистику с тем, что в стране с каждым годом росло число автомобилей, но дороги и культура водителей практически не менялись в лучшую сторону. «В 2007 году было продано очень много машин — около 700 000. В 2008 и 2009 годах многие финансовые учреждения прекратили выдавать кредиты на автомобили, за 2008 год было продано около 160 000 автомобилей, что намного меньше предыдущих лет. Соответственно снизилось число аварий. Кроме того, ДТП стало меньше еще и из-за новых штрафов, а смертей — из-за более совершенных систем безопасности в автомобилях», — говорит глава Ассоциации безопасности дорожного движения Украины Михаил Берлин. В ГАИ уменьшение количества ДТП объясняют исключительно повышенными штрафами и тем, что на дорогах с конца 2007 года работают определители скорости «ВИЗИРы».
А вот то, что 2000 год выдался самым спокойным за 30 лет, эксперт Берлин объясняет возросшим качеством автомобилей. «Бизнесмены начали становиться на ноги и стали больше покупать новых качественных авто автомобилей, которые не глохли посреди дороги и которые лучше справлялись с дорожными неурядицами», — говорит он.
Также, по данным Госкомстата, последствием кризиса стало и то, что украинцы стали гораздо меньше ездить общественным транспортом. Причем, если сравнивать с еще советским периодом, тенденция постепенного отказа от троллейбусов, автобусов, трамваев и даже поездов в пользу собственного автомобиля наблюдается с первых лет независимости. Так, если в 1991 году украинские автобусы перевезли около 7,5 миллиарда граждан, то в 2000-м число пассажиров сократилось до 2,6 миллиарда человек. Исключением до 2009 года было только метро — число пассажиров подземки росло каждый год, и только после кризиса и повышения цен на услуги метрополитена число желающих прокатиться под землей впервые за десять лет упало на 2 миллиарда.