Бензиновые "страсти"
По прогнозам специалистов автоиндустрии, вместо начавшегося, было, роста продаж авто даже в нашей стране, опять рынок легковых автомобилей впадет в стагнацию. На этот раз кризис с бензином - точнее, резкое повышение стоимости на ДТ и бензин приостановило продажи новых авто. Если рост на стоимость топлива не остановится, то это приведет к реальному падению рынка.
Уж в феврале отмечено снижение продаж легковушек на более чем 3% - если сравнивать с «кризисным» февралем 2009, то тогда этот процент составил 0,2 % . Экспертами отмечено падение рынка в продажах автомобилей на 8%. За последние 4 месяца отмечался прирост продаж около 50%, то по соотношению к февралю прошлого года в феврале 2011 года прирост всего 30%.
Спрос на автомобили падает пропорционально повышению стоимости топлива, это логично.
Эта тенденция вдвойне обидна, поскольку буквально в январе дилеры автомобилей отмечали оживления покупателей - благодаря программам trade-in, льготного автокредитования. Все питали большие надежды: автомобилисты на покупку современного автомобиля, а операторы авторынка – на рост продаж авто.
В 2010 году по статданным в Украине было продано 162 тысячи 565 штук авто, это на 0,2 % больше, чем в 2009, причем пик продаж пришелся на декабрь 2010 - 17,8 тысяч проданных авто. По сравнению с декабрем 2009 – это на 43 % выше показатель. Прогнозировали, что в 2011 году прирост продаж в автомобильном сегменте будет увеличен на 25%, однако никто не ожидал такой ситуации на рынке нефти и резким взлетом цен на бензин и дизель.
Уже сообщалось, что на стоимость нефти на мировом рынке повлияла политически неспокойная ситуация в странах Ближнего Востока, однако это не должно было затронуть Украину. Кроме того, стоимость за баррель нефти на мировых биржах уже упала: во вторник цена нефти WTI опускалась до минимальных с 1 марта $96,71 за баррель. И , вероятно, еще будет снижаться - в связи со стихийным бедствием в Японии: ожидают падение спроса на бензин в этой стране. Многие предприятия Японии и нефтеперерабатывающие, в том числе, закрыты, по-прежнему энергомощность страны сокращена на 29%.
Однако, по мнению экспертов, цены на бензин в Украине будут зависеть от динамики мировой цены на нефть плюс возможное введение пошлин на импорт – бензин может подорожать на 1,30 грн за литр и 0,8 грн за литр дизельного топлива. Впрочем, на данный момент цена на бензин зависит от цен, установленных АЗС, и мер правительства. В частности, со вторника Министерство энергетики и угольной промышленности настоятельно рекомендует установить ценовой коридор в 9,5 грн за литр 95-ого, и 9 грн за литр – за дизель. Так, 15 марта сети АЗС "Автотранс" и "Надежда"(Полтавская область) снизили цены на бензин А-95 до 9, 5 грн./л, на дизтопливо - до 9,0 грн./л. Сеть "Восточные ресурсы" в Луганской области тоже решило придерживаться рекомендованной цены, а также АЗС ТНК и Лукойл.
На радость продавцам нефтепродуктов, коридор цен - именно рекомендованный. И жестких санкций за установку цены выше ценовой политики от Минтопэнерго правительство применять не будет. Об этом сообщил премьер-министр Украины Николай Азаров на брифинге журналистам в Иерусалиме.
“В процессе переговоров был установлен так называемый коридор, в пределах которого могут изменяться цены на нефтепродукты. Если этот коридор добровольно установлен, значит, он должен выполняться точно так же на добровольной основе. Поэтому мы не планируем никаких жестких санкций против тех компаний, которые не придерживаются этого ценового коридора”, - сказал Азаров.
Азаров уверил, что дефицита с нефтепродуктами в стране должно возникнуть – в госрезерве, по словам премьера, будут накоплены достаточные запасы нефтепродуктов. Господин Азаров отметил, что бензин в Израиле в два раза дороже, чем на Украине, а поставки – одни и те же.
Не понятно, что он таким образом хотел сказать - что правительство Украины так печется о своих гражданах, что делает такие выгодные поставки, позволяющие устанавливать вдвое дешевле стоимость на бензин, либо это было сказано с намеком, что нечего жаловаться, мол, израильтяне же не возмущены высокой стоимостью бензина…. Если это намек, что пора украинцам привыкать к «реальным» ценам, как в Израиле, возможно, пора делать уровень жизни населения, не хуже, чем в Израиле?....