А-92 или А-95? Сложный выбор для украинского водителя
Казалось бы, а в чем, собственно, проблема? Ведь написано в руководстве к эксплуатации или на крышке бака RON 92, RON 95 или RON 98. Но среди автомобилистов есть очень стойкая «концепция» того, что украинский А95 очень низкого качества, а октановое число «догоняется» с помощью присадок, соответственно, водитель получает искусственно завышенное октановое число и кучу негативных факторов, таких как детонация, износ и сокращения срока годности катализатора и т.д. И всё это по завышенной цене!
Фрагмент из интервью николаевского автомобилиста,
участника «Всеукраинского автопробега против некачественноного топлива»,
организованного пользователями AutoVisio
Проблема заключается еще и в том, что когда иностранный автопроизводитель рекомендует бензин А-95, то он вряд ли имеет ввиду бензин украинского производства. Вот мы и попытаемся разобраться, что лучше - 92-й европейского качества или 95-й украинского...
Какая разница
Итак, бензин А-95 Евро соответствует экостандартам Евро4, но он, как ни крути, дорогой. Когда производитель современной иномарки рекомендует А-95, то он скорее всего имеет ввиду именно такого качества бензин. Если на этом дорого ездить – читаем дальше.
Бензин А-95 украинского производства. Он едва дотягивает до Евро3. Двигатель на нем, конечно, работает, но при этом вся сера (которой в данном бензине в 10 (!) раз больше, чем в бензине Евро4) «подъедает» мотор и выхлопную систему. Процесс «подъедания» длительный, как кариес, поэтому сразу его не заметить.
Бензин А-92 в Украине в основном бывает отечественного и белорусского производства. С отечественным все понятно, белорусский же на некоторых АЗС приближен к нормам Евро4 - практически «на одно лицо» с А-95 Евро, но с небольшим отличием в октановом числе и с явной тенденцией к прогрессу. Если в начале 2010 года этот бензин отвечал требованиям украинского стандарта ГОСТ 4063-2001 или Евро-3, то ближе к лету 2010 года по показателям "содержание серы", "содержание бензола" и "содержание ароматических углеводов" этот продукт приблизился к требованиям ГОСТа 3849:2009 и Евро4».
В Украине белорусский 92 можно иногда встретить на АЗС «Лукойл» и всегда на АЗС «ОККО». Что на АЗС «WOG» – не ясно, поскольку пресс-служба этой компании с нами общаться не хочет, а ездить по всем заправкам, сами понимаете, не можем.
Мнения специалистов
Без технических специалистов разобраться в данном вопросе невозможно. За пояснениями и просвещением мы обратились на сервисные станции официальных автомобильных импортеров. Всем был задан один единственный вопрос: «Какой бензин для авто лучше – А-92 белорусского производства, или наш, отечественный»?
Самыми быстрыми оказались в компании «Торговый дом – НИКО», официального импортера Mitsubishi Motors в Украине. Там нам сказали: «Да, ситуация с топливом в нашей стране оставляет желать лучшего. Во избежание проблем с двигателем мы, конечно, рекомендуем заправляться качественным бензином А-95, поскольку переход на топливо с меньшим октановым числом приводит к ненормальной работе двигателя».
В компании «Субару Украина» тоже вопрос поняли по-своему, и ответили так: «Разница между топливом марки А-95 и А-92 составляет три единицы октанового числа. И это может существенно повлиять на характеристики работы двигателя (автомобиля), который эксплуатируется в нормальных условиях, не говоря об экстремальных режимах эксплуатации».
В компании «Хонда Украина» мы получили следующий ответ: «Если это (см. вопрос. – AutoVisio) допускается производителем, то возможно. Правило простое – лучше использовать менее октановое (в пределах допустимого) топливо, но более высокого качества, несмотря на то, что, говоря простыми словами, при равных условиях на менее октановом бензине вы получаете меньше мощности – думаю, это ощущали все, заправив 92-й после, например, 95-ого».
Как видно из комментариев, импортер/дилер рекомендует только то, что рекомендует производитель, простите за каламбур. И это не удивляет. Поэтому мы решили обратиться к специалистам по ремонту и обслуживанию автомобилей, которые не имеют отношения к официальным представительствам тех или иных марок.
Механик крупной автомобильной компании Дмитрий поведал нам, что если завод-изготовитель автомобиля рекомендует топливо не ниже А-92, то очевидно, что лучше заливать белорусский А92 чем украинский А95: «Возможные преимущества от октанового числа А95 украинского бензина абсолютно не существенны по сравнению с тем вредом, который может оказать на топливную систему украинский бензин А95, сертифицированный по ГОСТу 2001 года. Я каждый день сталкиваюсь с ремонтом автомобилей, вызванным некачественным украинским бензином, поэтому знаю, что говорю!»
К слову, давайте вспомним о самых популярных в Украине марках машин. Это Chevrolet, Daewoo, Chery, Volkswagen, Skoda, Seat, Toyota, Nissan и даже Audi. Модельный ряд большинства из упомянутых производителей включает в себя двигатели "1,6", "1,4" и пр. Особенно это касается моделей группы Volkswagen, самыми популярными из которых как раз и являются версии с двигателями 1.6 MPI!, которых разрешает заправлять 92-м сам производитель. Такой двигатель устанавливают на Skoda Octavia, Seat Leon, Seat Toledo, VW Golf и не только. Есть еще и моторы FSI, требующие А95 или А98, но как рассказал нам один из сотрудников станции VW/Seat/Skoda, даже при потреблении 95-го с присадками они порою отказываются ехать или загорается индикатор неотработки выхлопных газов. Следовательно - наш 95-й бензин им точно не "по вкусу"! Причем загорается так называемый "чек", свидетельствующий о некачественном бензине, и при заправке 95-м версий с 1.6 MPI, тогда как на 92-м подобные проблемы - редкость:
"К нам часто приезжают жертвы "бодяжного" 95-го. Уверяю вас, что также часто они посещают и дилерские СТО, где клиентам рекомендуют чуть ли не ставить новую топливную систему. А все потому что наш "пятый" далеко не такой, как в Европе. И дело тут не столько в октановом числе, сколько в сере. Она то и засоряет двигатель! И сколько бы присадок не лепили наши НПЗ, меньше серы в украинском 95-ом от этого точно не будет. А вот 92-й "бодяжить" смысла нет, поэтому зачастую он идет более-менее чистый, а значит - меньше риск загрязнения топливной системы. Да и, кстати, хочу сказать, что процентов 60-70 из курсирующих по Украине иномарок изначально предназначены для 92-го. Тот же 1.6 MPI, о котором вы упоминали, едет на 92-м ничуть не хуже, чем на 95-м. Более того, его расход зачастую даже меньше, чем на "пятом"! И даже через 20, 30 или 40 тысячах километров топливная остается нормальной, да и на свечах нагара особо нет. Сколько пложено - столько ходят", - считает директор СТО "VW/Seat/Skoda".
Объективности ради мы обратились к официальному дилеру марки Seat - компании "Авто-Киев", где нам после длительной беседы сказали следующее:
"Да, действительно моторы 1.6 MPI можно заправлять 92-м бензином, о чем свидетельствует соответствующая надпись производителя на крышке бензобаке. Что касается других моторов - тут зависит от наличия турбины, степени сжатия и вообще современности мотора. Чем новее двигатель, тем он технически совершеннее и, соответственно, требует лучшего по качеству бензина. Если упустить количество серы и прочее, то октановое число для турбо-версий вообще должно быть 98. Это в идеале. Поэтому если турбина есть - однозначно нельзя заливать 92-й. Что касается степени сжатия, если она не превышает 10,5 - владелец авто с таким мотором может заливать "второй" бензин, но перед этим лучше, конечно, заглянуть в сервисную книжку, где указана марка рекомендуемого топлива".
В официальных представительствах Chery и Skoda нам этого не подтвердили, но и не опровергли, порекомендовав смотреть на ТТХ, где указано рекомендуемое производителем топлива. Оказалось, что для всех моделей Chery рекомендовано использование неэтилированного бензина А-95. НО! Следуя полученным в разговоре с "Авто-Киев" рекомендациям, мы изучили степень сжатия в моторах Chery. Выяснилось, что фактически ВСЕ 12 моделей могут "питаться" 92-м бензином, поскольку лишь новейшая Chery M11 имеет степень сжатия 10.5, остальные - до 9.5! У Skoda пригодными для использования A-92 оказались Fabia 1.2, 1.4 и все модели с двигателем 1.6 MPI, который, к слову, имеет такую же степень сжатия как и Chery M11 - 10.5.
Лидер продаж малого класса: "Chevrolet Aveo" (двигатель - 1,6. Степень сжатия - 9,5).
Лидер продаж компактного класса: "Renault" Logan (двигатель - 1,4. Степень сжатия - 9,5).
Лидер продаж среднего класса: "Volkswagen" Passat (двигатель - 2,0 FSI. Степень сжатия - 11,5).
Лидер продаж бизнес-класса: "Toyota" Camry (двигатель - 2,4. Степень сжатия - 9,8).
Лидер продаж люкс-класса: "Mercedes-Benz" S-Klasse (двигатель - 5,0. Степень сжатия - 11,37).
Лидер продаж - кроссовер: "Hyundai" Tucson (двигатель - 2,0. Степень сжатия - 10,1).
Лидер продаж - внедорожник: "Ssang Yong" Kyron (двигатель - 2,3. Степень сжатия - 10,4).
Лидер продаж - минивэн: "Nissan" Note (двигатель - 1,4. Степень сжатия - 9,9).
Лидер продаж - грузопассажирский автомобиль: "ZAZ" 11055 (двигатель - 1,2. Степень сжатия - 9,5).
Лидер продаж - купе или кабриолет: "Kia" Cerato Koup (двигатель - 1,6. Степень сжатия - 10,5).
Вывод? Всего 2 из 10-ти автомобилей-бестселлеров нежелательно заправлять 92-м! Но...
Здесь уже нужно выбирать: октановое число ниже нормы заявленной производителем или в разы завышенные норма серы, бензола и ароматических углеводородов рекомендуемые производителем. Как минимум три против одного. Так всё же как быть - лить "второй" или "пятый"? Ответ на этот вопрос дали эксперты из журнала "За рулем. Для эксперимента они взяли две вазовские "десятки", владельцев которых завод-изготовитель обязывает заправляться только 95-м бензином (информация об этом указывается на лючке бензобака). В бак одного автомобиля залили "второй" бензин, в бак другого - "пятый". Затем эксперты замерили динамику разгона машин, максимальную скорость, а также средний расход топлива (на скоростях 60, 90 и 120 километров в час). Как показывают результаты, разница в поведении автомобиля есть - на высокооктановом топливе он едет ровнее и увереннее. Но это отличие в любом случае не столь значительно.
Максимальная скорость на 95-м бензине выше всего на 2,1 километра в час. При разгоне до "сотни" заправленная 92-м машина проиграла своей сопернице меньше секунды. Расход топлива практически не изменился. "Вполне вероятно, что у автомобиля какой-нибудь другой марки разница окажется заметнее, - говорят эксперты издания "За рулем". - Но в любом случае уловить ее смогут лишь приборы - на глазок все будет примерно одинаковым".
Что касается качества топлива, то, как уверяют эксперты журнала, многолетняя эксплуатация редакционных автомобилей на разных сортах бензина доказала, что 95-й заметно быстрее ВЫВОДИТ ИЗ СТРОЯ свечи зажигания, чем 92-й. Это подтверждают и специалисты по ремонту автомобилей, объясняя это тем, что в "пятом" зачастую выше содержание различных присадок.
Не менее спорный вопрос и о том вреде, который якобы может нанести долгое использование "второго" бензина. Как правило, все обычные современные двигатели, утверждают эксперты, оснащены так называемым датчиком детонации, который перенастроит мотор под безболезненное "переваривание" бензина с невысоким октановым числом (впрочем, если фирменная сервисная служба настаивает исключительно на 95-м, то лучше не рисковать, по крайней мере в период действия гарантии). Зачастую, говорят специалисты, важнее не октановое число, а качество бензина. Скажем, поставляемый на украинские заправки из Белоруссии 92-й может оказаться куда лучше сомнительного местного 95-го, что подтверждают результаты исследований AutoVisio:
Марка топлива |
Содержание серы
мг/кг
(<10 – первый вид; <50 – второй вид) |
Содержание бензола, %об. (норма - не более 1%об.) |
Содержание ароматических углеводородов, % об. (норма - не более 35%об.) |
А-95 украинского производства |
24,3-30,8 (на отдельных АЗС – до 80!) |
0,65-0,83 |
60,1-63 |
А-92 белорусского производства |
8,0 |
0,53 |
36,3 |
Но как быть с расходом топлива, который как традиционно считается, может вырасти из-за более низкого октанового числа и вся экономия насмарку. И вырастит ли? А может наоборот? Здесь можно много теоретизировать, но для максимальной объективности можно все проверить путем эксперимента.
Эксперимент
Мы уже проводили подобный эксперимент, но тогда он вызвал двоякое мнение автовизеров. Вкратце о том эксперименте… В бензопилу заливался бензин различных марок и та работала до полной остановки. Время работы засекалось. После чего высчитывали, какой бензин экономичнее. Белорусский бензинА-92 мы закупали на АЗС «ОККО». Он тогда стал самым экономичным – 130% с учетом стоимости и времени работы. Правда, читатели не были довольны тем экспериментом, так как считали, что под нагрузкой двигатель будет расходовать бензин по-другому.
К бензопиле мы возвращаться не стали. Решено было использовать бензогенератор мощностью 0,8 кВт с паспортным потреблением топлива 160 г/кВт/ч (реальный оказался чуть больше). В качестве нагрузки использовали лампочку на 0,5 кВт, и давай засекать расход бензинов А-92 (белорусский), А-95 украиского производства.
Проблема была в замере расхода. Нет, ну еще «лаборанту» было холодно в ноги и руки, но кому какое дело… Так вот, пришлось подавать бензин из мерного стаканчика в топливную систему, минуя топливный бак. Измеряли следующим образом: генератор работал на определенном бензине 10 минут, после чего, не выключая агрегат, снова доливали бензин, и засекали время, за которое «сгорит» 50 г бензина.
Спустя полчаса после остывания генератора, эксперимент повторялся с другим бензином. В один день было проведено два цикла испытаний и еще один на следующий день.
Экперимент показал: оба бензина в среднем горели одинаково (См. таблицу)
Название бензина |
Время работы генератора на 100 г |
||
1-й цикл |
2-й цикл |
3-й цикл |
|
А-92 (Белоруссия) |
27 мин |
29 мин |
29 мин |
А-95 (Украина) |
26 мин |
29 мин |
28 мин |
Выводы
«Вскрытие» показало, что под нагрузкой обе марки топлива работают одинаково. Можно как угодно поддавать критике такую модель эксперимента, ведь двигатель двигателю рознь, но факт налицо. Похоже , что разница в расходе находится в рамках погрешности, а эксперимент и химический состав говорят о том, что А92 бензин белорусского производства сможет снизить негативные последствия влияния растущих цен на топливо. Но выбор всегда за Вами. Мы же лишь констатируем факт и рекомендуем посмотреть на возможные сэкономленные деньги в случае с 92-м бензином. Если учесть, что, скажем, расход одинаковый как на "втором", так и на "пятом", то выходит следующее:
Скажем, среднестатистический автомобиль потребляет в смешанном цикле 10 литров топлива. Учитывая нынешние цены на бензин (8,99 - А-95, 8,44 - А-92), получаем при 100 км езды в 4,4 грн экономии, при 1000 км - 44 грн, при 10 000 км - 440 грн, а при 30 000 (среднегодовый пробег) - 1320 грн. И это не учитывая потенциальную опасность более раннего выхода из строя свечей и других негативных факторов влияния повышенного содержания серы и других веществ в отечественном А-95. Также надо понимать, что бензин будет дорожать, а разница в стоимости между бензинами может стать еще пугающей.
В следующем материале мы проверим расход топлива опытным путем – заправим три одинаковых автомобиля тремя видами топлива - А92 белорусского происхождения, А95 украиским и А95 Евро и одновременно отправимся в путешествие на одинаковое расстояние по одинаковому дорожному покрытию.