ЗАЗ продадут китайцам?
Один из приближенных к Юлии Тимошенко бизнесменов, владелец корпорации "Укравто" Тариел Васадзе, готовится к продаже запорожского автозавода.
На будущую продажу им своего актива прямо указывают последние манипуляции акциями ЗАО "ЗАЗ".
На прошлой неделе 31,7% акций были выведены из уставного фонда корпорации "Укравто" и возвращены в ЗАО "ЗАЗ". Теперь их необходимо или аннулировать, или продать другому акционерному обществу. Третьего не дано, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, компания не может быть владельцем своих ценных бумаг.
Аннулирование акций, в сущности, означало бы уменьшение уставного фонда, что в случае с запорожским автомобильным заводом практически исключено. Остается единственный вариант, который, между тем, на предприятии официально отрицают.
По сообщению пресс-службы ЗАЗ, возвращение акций связано с отказом от ранее запланированной дополнительной эмиссии. Мол, таким способом предприятие собиралось привлечь инвестиции для модернизации производства. Но в связи с изменением ситуации на украинском и мировом рынке капитала акционеры передумали.
Здесь стоит напомнить, что раньше ЗАЗ неожиданно для всех отказался от объявленного размещения облигаций на 600 млн. грн. Полученные средства предусматривали направить на развитие. В частности, речь шла о запуске новой покрасочной линии, линии для производства пластмассовых деталей и выполнения ряда других пунктов инвестпрограммы.
Облигации уже были напечатаны, когда ЗАЗ вдруг объявил, что останавливает процесс регистрации выпуска и проспекта эмиссии в ДКЦБФР. Тогда пресс-служба предприятия сообщила, что отмеченное решение объясняется "изменениями в политике ссуд". Что скрыто за этой формулировкой?
Очевидно, что последующее развитие автомобилестроительного гиганта требует значительной модернизации. А следовательно - масштабных инвестиций. С другой стороны, по мнению отраслевых экспертов, господин Васадзе может получить за 31,7% акций ЗАЗ где-то около 600 млн дол.
Самым вероятным покупателем в украинских СМИ называли компанию General Motors Europe, с которой в ЗАЗ давно настроены тесные партнерские связки. Однако в действительности именно по этой причине у европейского филиала GM нет особенных причин наращивать свое присутствие на запорожском автозаводе. Тем более, что сейчас значительные ресурсы этой компании брошены на польский автомобилестроительный завод FSO. Купленный, кстати, на паях c Укравто.
Намного более вероятным покупателем пакета Васадзе эксперты считают китайскую Chery Automobіle Co Ltd. Компания проводит достаточно агрессивную стратегию на рынке и не скрывает намерений занять высокие позиции в Украине. Потому приобретение 31,7% акций ЗАЗ и освоение на нем сборки своих машин возможно больше отвечает планам китайцев. То же можно сказать и о другой большой автомобилестроительной компании из Поднебесной - Jіanghuaі Automotіve Company.
Остается прибавить, что Укравто является дистрибьютором их продукции в Украине через свои структурные подразделения, фирмы CA Automotіve (Chery) и "ТДЦ-авто" (JAC).
В состав корпорации также входят подразделы, занятые развитием гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса, сервисного автомобильного обслуживания. Именно поэтому предпродажная подготовка пакета акций предусматривает его выведение из состава достаточно разношерстной Укравто - иначе инвесторы не смогут толком понять, что же они, собственно, купили.
Кроме того, Укравто является открытым акционерным обществом, и для продажи пакета акций небходимо согласие собрания акционеров. Тогда как закрытое акционерное общество принимает такое решение по упрощенной процедуре. Исходя из этого, возвращение 31,7% пакета в ЗАО "ЗАЗ" кажется вполне логическим.
Мнение экспертов:
Алексей Некраса, аналитик компании Galt & Taggart Securities:
- Ввиду опыта длительного сотрудничества Укравто, ЗАЗ и General Motors (они создали совместное предприятие на заводе FSO в Польше), было бы понятным, если бы они сделали что-то похожее и на ЗАЗ.
В СМИ даже писали, что пакет продан General Motors. Но Укравто и ЗАЗ пока еще опровергают эту информацию. Такой шаг (создание СП из General Motors) был бы логическим, но с кем именно будет сотрудничать Укравто зависит от того, как в самой компании видят свое последующее развитие.
Есть и другой вариант, но он менее реален – это китайский производитель автомобилей, компания Chery Automobіle Co Ltd, которая сейчас входит на украинский рынок (теперь они работают на Кременчугском автосборочном заводе, который входит в корпорацию АИС). Хотя если Украина вступит к СОТ, этой компании будет не так интересно производить автомобили в Украине.
Весь завод оценивают приблизительно в $600 млн. Относительно модернизации, то в 2005 году разработали инвестиционную программу для ЗАЗ на достаточно значительные средства, но впоследствии ее заморозили из-за отмены льгот. Объем инвестиций в этом случае может зависеть от того, что именно запланирует ЗАЗ: модернизацию линии окрашивания, сварочную линию или что-то большее; имеет значение, что именно там нужно сделать, потому что модернизировать можно много чего.
Александр Спасиченко, руководитель инвестиционного отдела инвесткомпании "Бонум Групп":
- Скорее всего, 31,7% акций вывели из уставного фонда корпорации "Укравто" и вернули в ЗАО "ЗАЗ" для структуризации активов с целью, например, последующей продажи, поскольку 31,7% принадлежало направлению Укравто, а вторая часть принадлежала компании, которая также принадлежит Укравто. То есть де-факто - владелец не изменился.
Источник: "Економічна правда"
26/12/2007