Toyota Land Cruiser FJ-55 (1970)
История этой модели внедорожника насчитывает почти 60 лет, начиная с прототипа и заканчивая современной моделью. За эти неполные шесть десятков джип сменил несколько кузовов, менялись двигатели, трансмиссии, да и сам статус внедорожника стал иным - из военной, а затем гражданской утилитарной повозки автомобиль развился в довольно престижное транспортное средство. Самой люксовой его версией на сегодняшний день является Lexus GX-470, а наиболее часто встречающейся на дорогах нашей страны - Toyota Land Cruiser Prado 120.
![]() |
Вообще первый прототип Land Cruiser'а был, как, наверное, и у остальных джипов - Willys MB/Bantam BSA/Ford GPW. Эти три внедорожника были относительно маленькими и маломощными, потому американская армия заказала для своих нужд (а конкретно для проведения военных операций в Корее) 100 машин. После этого внедорожник приглянулся японской полиции, и вскоре началось его серийное производство. Назвали автомобиль Toyota Jeep BJ. |
С тех пор постепенно совершенствовалась его конструкция. Не доходя до современных люксовых внедорожников, мы остановимся на одной из самых популярных версий - FJ-55. Внешне этот джип уже не выглядел типично армейским средством передвижения. Дизайн почти ничем не напоминал угловатые формы Willys'а, кузов стал более гражданским: слегка гнутое лобовое стекло, несъемная крыша, полноценная пятая дверь. |
Внешний вид передка ушел от "грузовой эстетики", теперь колесные ниши были упрятаны внутрь кузова (в отличие от более ранних версий, на которых передние крылья были выполнены в таком виде, как, например, на УАЗ-69 или ГАЗ-51). Правда, это относилось только к моделям с кузовом "универсал", пикапы и короткобазные универсалы со съемной жесткой крышей по-прежнему оформлялись утилитарно. |
![]() |
Кстати, у современной модели Toyota FJ-Cruiser дизайн позаимствован именно от тех, утилитарно-военных пикапов, лишь оформлен современно. Начинка же у джипа была позаимствована у более старых моделей и, в принципе, соответствовала тому времени. Никаких инноваций, все предельно просто и надежно. Кузов закреплен на раме, зависимая подвеска всех колес на полуэллиптических рессорах, колодочные тормоза с гидровакуумным усилителем. |
![]() |
Двигателей было несколько, в основном все карбюраторные. Позже появился и дизель. Трансмиссия механическая, полный привод с отключаемым передним мостом, в раздаточной коробке - понижающая передача. В начале восьмидесятых специально для американского рынка на автомобиль были поставлены гидроусилитель руля и кондиционер, а передние тормоза заменены на дисковые. Модель была настолько популярной, что производилась по лицензии во многих странах - в Бразилии (там она была известна как Toyota Bandeirante), Австралии, Аргентине etc. Из особенностей можно отметить передние габаритные фонари, выполненные в одном корпусе с поворотниками, но вынесенные за пределы кузова на передние крылья. |
В общем и целом, автомобиль по надежности превосходил некоторые европейские и американские модели, а по проходимости мог соперничать с «уазиком» и Land Rover Defender (в то время Land Rover 109). Ушел FJ-55 в небытие с приходом новой серии Land Cruiser'ов, которые уже перестали быть настолько внедорожными. |
Родион Долгов