Реакция ГАИ на притязания Минтранссвязи

 

Комментарии (0), Просмотры (1527)
Реакция ГАИ на притязания МинтранссвязиЗа неполный месяц Минтранссвязи озвучило две законодательные инициативы, принятие которых резко сократит круг полномочий Госавтоинспекции МВД Украины (Авто МЕТА ознакамливала своих читателей с этими проектами в материалах Кто будет разрешать придорожные бигборды? и Минтранссвязи планирует повысить безопасность автомобильных дорог) Широкомасштабное наступление Минтранссвязи на функции и полномочия Госавтоинспекции вызвало ожидаемую реакцию последней. Текст заявления Пресс-службы Департамента ГАИ МВД пропитан неверием в компетентность стуктур Министерства, обязанных взять на себя функции, находящиеся пока в ведении Госавтоинспекции.
Станет ли шагом вперед проект Концепции государственной программы повышения безопасности дорожного движения, разработанный Министерством транспорта и связи?
По данным Всемирной организации охраны здоровья, ежегодно в мире на дорогах погибает около 1,2 млн. людей, а количество раненых составляет больше 10 млн. Эта же организация прогнозирует, что в 2020 году ДТП займут третье место среди проблем здоровья в мире после сердечно-сосудистых заболеваний и тяжелых депрессий. Экономические потери от ДТП составляют почти 3 % мирового валового продукта.
Ежегодно в Украине в ДТП погибает 5,9-7,6 тыс. и получают травмы различных степеней тяжести 38-60 тыс. людей.
За 6 месяцев этого года в Украине совершено почти 26 тыс. ДТП с потерпевшими (25 960), в которых погибло 3,7 тыс. (3 751) и получили ранения более 32 тыс. (32 165) участников дорожного движения.
Остается высокой тяжесть последствий ДТП. Сравнительный анализ аварийности в нашей стране и других странах мира свидетельствует о том, что в Украине один из наиболее высоких уровней риска гибели в ДТП. Если рассчитать количество погибших на 100 ДТП, то этот показатель в стране составляет 15 - 17, что в 7 - 8 раз превышает аналогичный показатель в Австрии, Германии, Португалии, Швеции, и в 3 - 4 раза - в Венгрии, Дании, Финляндии и Франции.
Если на европейском континенте в результате ДТП на 100 тыс. жителей погибает в среднем не более 13 человек, то в Украине - 15.
Минтранссвязи связывает данное положение с несовершенством действующего законодательства и акцентирует внимание на том факте, что функции управления, исполнения, а также соответствующий контроль за исполнением мероприятий по безопасности дорожного движения возложены на МВД. При этом отдаляясь от обязанностей и функций, возложенных законодательством на подразделения Минтранссвязи в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В проекте Концепции просматриваются попытки Минтранссвязи перебрать на себя значительную часть полномочий, которые в соответствии с законодательством не входят в сферу управления этого Министерства, однако являются коммерческими и могут принести значительные средства. С учетом того, что Минтранссвязи не имеет соответствующих специалистов, это обусловит создание дополнительных структур, их дополнительного государственного финансирования, или приведет к коммерциализации и потере государственного контроля за отдельными направлениями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В частности, со времени принятия новой редакции Закона Украины „Об автомобильном транспорте” прошло уже почти два года, но большая часть действующих нормативно-правовых актов, требования которых касаются полномочий Минтранссвязи и которые должны бы быть пересмотрены, остались без изменений. Больше года не решается вопрос предоставления полномочий субъектам хозяйствования на проверку технического состояния транспортных средств во время государственного технического осмотра, как это предусмотрено статьей 23 Закона Украины "Об автомобильном транспорте". А не случится ли вскоре так, что сфера указанной деятельности вообще будет выведена за границы государственного регулирования?
Учитывая присутствующие разногласия в подходе к совершению контроля за деятельностью пассажирских перевозчиков, требуют четкого определения функции и порядок сотрудничества Глававтотрансинспекции Минтранссвязи и Госавтоинспекции Министерства внутренних дел. Отсутствие на региональном уровне территориальных органов государственного управления на автомобильном транспорте приводит к отсутствию взаимодействия между заказчиками, исполнителями и контролирующими органами во время организации таких перевозок и массовых нарушений при их выполнении. Глававтотрансинспекция, как орган контроля на автомобильном транспорте, выдает лицензии на совершение таких перевозок, не принимая участия в их организации, и сама же инициирует предоставление ей права на совершение полного контроля за пассажирскими перевозками.

Справочная информация:
Практика показывает, что ссылаясь на международный опыт, по инициативе Министерства транспорта, без учета предложений МВД, в 2001 году Верховной Радой Украины было принято Закон Украины “Об автомобильном транспорте” согласно требованиям которого фактически совершено приватизацию автотранспортных предприятий, а функции совершения контроля за перевозками пассажиров автомобильным транспортом передано от Госавтоинспекции Укравтотрансу, что привело фактически к разрушению четкой системы контроля за безопасностью пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Проведенными в 1 квартале этого года проверками ГАИ пассажирских перевозок установлено, что 7,4 тыс. автобусов эксплуатировались с техническими неисправностями, 1 015 водителей выехали на маршруты без отметок механика в дорожных листах о техническом состоянии транспортного средства, и 901 водитель не прошел обязательного ежедневного медицинского контроля. Зарегистрировано 1855 фактов внегаражного хранения автобусов.

Выходом из беспорядка в этом направлении деятельности, Минтранссвязи видит в увеличении количества сотрудников Глававтотрансинспекции, предоставление права остановки транспорта на улично-дорожной сети с использованием жезла сотрудников ГАИ и проверки авто по спискам украденных транспортных средств, периодически подавая соответствующие идеи и предложения в МВД и Кабинет Министров Украины. В целом же идется про желание Минтранссвязи создать еще одну параллельную службу ГАИ на улично-дорожной сети.
Катастрофическое состояние обеспечения безопасности дорожного движения связано с многими факторами, на которые Министерство внутренних дел Украины, и, в частности, Госавтоинспекция, единолично не могут влиять. Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети Украины должны решаться на общенациональном уровне общими усилиями: государства, министерств и ведомств, государственных администраций на местах, усилиями которых необходимо решить целый ряд неотложных вопросов в этой сфере.
На данный момент основная часть центральных органов исполнительной власти Украины должным образом не организовывает выполнение требований Закона Украины “О дорожном движении” и решений Кабинета Министров Украины насчет обеспечения безаварийной эксплуатации подведомственного автомобильного транспорта. Фактически, в автохозяйствах мероприятия по профилактике ДТП не планируются, учет нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями, не ведется, меры реагирования к нарушителям не принимаются. Не выполняются требования статьи 11 Закона Украины “О дорожном движении” про создание служб безопасности движения в автохозяйствах или введение должностей специалистов по безопасности дорожного движения. В связи с реформированием министерств и ведомств значительная часть автотранспортных предприятий и организаций поменяла форму собственности и вышла из-под всякого контроля. При этом органы местного самоуправления в большинстве случаев вообще самоустраняются от данных вопросов.
Отсутствие у МВД реальных рычагов административного влияния на участников дорожного движения также не дает возможности кардинально изменить ситуацию в этой сфере.
Обостряет проблему и стремительный рост автомобилизации страны на протяжении последнего десятилетия, которым практически полностью исчерпано ресурсные возможности улично-дорожной сети. Это влечет за собой значительное ухудшение условий движения, заторы, увеличение расхода горючего, ухудшение экологической ситуации и общий рост аварийности. На данный момент в городах и населенных пунктах происходит более 70 процентов всех дорожно-транспортных происшествий. Вместе с этим, темпы развития улично-дорожной сети, объемы капиталовложений и соответственно мероприятий, связанных с всесторонним решением проблем сферы дорожного движения и его безопасности, значительно отстают от темпов обострения самой проблемы. Усилия, прилагаемые сегодня центральными органами исполнительной власти к ее решению, носят ситуативный и несогласованный характер, а недостаток средств сводит их эффективность к минимуму.
В соответствии со статьей 3 Закона Украины “О дорожном движении” государственное управление в сфере дорожного движения и его безопасности совершается Кабинетом Министров Украины. К компетенции Кабинета Министров Украины принадлежит определение полномочий органов исполнительной власти, контроль за выполнением законодательства о дорожном движении, определение единого порядка организации дорожного движения и его безопасности.
Статьей 52 Закона Украины “О дорожном движении” Госавтоинспекция Министерства внутренних дел Украины определена одним из органов, что совершают контроль в сфере дорожного движения. На выполнение требований данного Закона принято постановление Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 года № 341 “О Положение про Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел”, которым Госавтоинспекция признана главным органом в государстве, на который возлагается обеспечение безопасности дорожного движения.
Вместе с тем на данный момент Госавтоинспекция МВД Украины, фактически отсторонена от совершения государственного контроля на автомобильном транспорте и не имеет реальных полномочий и влияния на участников дорожного движения. Предоставление права наложения взысканий за административные правонарушения исключительно судам существенно усложняет процедуру наложения взысканий и в большинстве случаев позволяет нарушителям избежать наказания из-за пропуска сроков для наложения административного взыскания, а также невозможность исполнительной службы обеспечить взыскание большого количества незначительных штрафов. Вследствии перезагруженности судов общей юрисдикции две трети водителей фактически избегают наказания.
Негативно влияют на состояние дел по безопасности дорожного движения необоснованные реорганизации Госавтоинспекции. Так, только в 2005 - 2006 годах почти втрое было сокращено количество районных подразделений ГАИ и созданы межрайонные подразделения. Существенное сокращение дорожно-патрульной службы и объединение ее функций с патрульной службой привело к потере реальных оценок состояния безопасности на дорогах Украины. На данный момент МВД совершается оптимизация структуры Госавтоинспекции. Предусматривается создание территориальных подразделений ГАИ в областных центрах и городах, которые имеют деление на административные районы, создать отделы (отделения ГАИ), которым подчинить подразделения ДПС и оформление ДТП. Это позволит на наиболее важных перекрестках дорог государственного значения, в приграничных зонах и выездах из г. Киева возобновить работу стационарных постов ГАИ, с оборудованием их системами видеонаблюдения за транспортными потоками с автоматическим распознаванием номерных знаков автомобилей и дальнейшей проверкой по базам данных, что поспособствует усовершенствованию контроля за дорожно-транспортной дисциплиной, быстрому реагированию на ДТП.
Вместе с тем, в дальнейшем некоторые функции в сфере деятельности Госавтоинспекции планируется передать иным органам исполнительной власти или субъектам предпринимательской деятельности, в частности:
- функцию проверки технического состояния и соответствия конструкции транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения вол время проведения государственного технического осмотра планируется передать субъектам предпринимательской деятельности (предварительно установив требования по их допуску к указанной деятельности, порядок осуществления государственного контроля за этой деятельностью и определить ответственность);
- функцию оформления дорожно-транспортных происшествий без потерпевших - аварийным комисарам (страховым организациям).
Главной составляющей этого процесса является усовершенствование законодательства - внесение изменений в Кодекс Украины про административные правонарушения и целого ряда законов, а также принятие и внедрение значительного количества других нормативно-правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В Украине необходимо разработать и внедрить систему учета и контроля за нарушителями Правил и безопасности дорожного движения с целью обеспечения “необратимости наказания” - каждое нарушение должно быть зафиксировано, а нарушитель понести наказание.
Предлагаемый Минтранссвязи проект Концепции государственной программы повышения безопасности дорожного движения и Первоочередных мер к ней носит декларативный характер и не содержит новых идей и механизмов реализации в контексте безусловного обеспечения безопасности дорожного движения. Более конкретизированный проект разработан МВД и уже согласован с заинтересованными органами государственной власти.
МВД, разделяя позицию Минтранссвязи о необходимости усовершенствования норм действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения в соответствии с мировым опытом, одновременно считает целесообразным внедрить взвешенные государственные подходы к решению этого вопроса с учетом ситуации, которая сложилась на сегодняшний день в Украине. Позиция МВД базируется на сохранении интересов и функций государства, экономической целесообразности и социальном равновесии, в частности, в организации изучения Правил дорожного движения и формирования правовой сознательности у населения, осуществлении государственного контроля за допуском колесных транспортных средств к участию в дорожном движении, предоставлении права управления гражданам, правомерностью использования транспортных средств.
С государственной точки зрения, предложения о замене функций государственного контроля ведомственным контролем (с учетом практики и опыта стран с развитым уровнем автомобилизации) возможно использовать, лишь законодательно закрепив и создав в Украине общегосударственные автоматизированные реестры ведомостей про граждан и организации (данных о месте проживания, идентификационный код или код ЕГРПОУ, совершенные административные правонарушения), лиц, которые получили водительское удостоверение, зарегистрированные транспортные средства и оплата налога с владельцев транспорта. Такая практика используется фактически во всех странах Европейского Союза. При этом полиция осуществляет постоянный контроль за указанной деятельностью.
Также необходимо учитывать, что многолетний опыт стран с развитым уровнем автомобилизации позволяет создать на практике эффективные механизмы осуществления государственных функций в сфере безопасности дорожного движения, которые для реализации в Украине требуют законодательного закрепления, времени и значительных средств. Поэтому для их внедрения необходим взвешенный государственный подход, а не инициирование мер, направленных на реализацию ведомственных интересов.

14/08/2007
  Быстрый поиск автомобиля по всем сайтам Украины
Все
Все
Все
  Найти

| Еще

Добавить комментарий
ОПУБЛИКОВАТЬ получать информацию от смежных проектов
Нет комментариев