Первая гонка «Формулы-1». Часть II.

«Формула» без Ferrari
Итак, с англичанами мы разобрались – на старт их домашнего Гран-при вышли четыре машины ERA (по две Type E и Type B) и два болида Alta. Францию в первой гонке Ф-1 представляли пятеро гонщиков на автомобилях Talbot-Lago Т26С, которые, в отличие от всех остальных, были оснащены безнаддувными шестицилиндровыми 4,5-литровыми двигателями, развивавшими мощность порядка 280 л. с. Однако бесспорными фаворитами тех лет выступали итальянские марки Maserati и Alfa Romeo.
Первая была представлена четырьмя машинами, которыми управляли частные гонщики, и одним заводским пилотом (им был легендарный Луи Широн). Правда, автомобили, доставшиеся всем пятерым, были практически одинаковыми – их 1,5-литровые четырехцилиндровые двигатели, снабженные двухступенчатыми нагнетателями, обладали мощностью около 320 «лошадок».
Что же до Alfa Romeo, то ее превосходство было предопределено задолго до гонки – мощная заводская итальянская команда выставила на Гран-при Великобритании трех сильнейших гонщиков того времени, трех «Фа» – Джузеппе «Нино» Фарину, Хуана-Мануэля Фанхио и Луиджи Фаджиоли. Более того, чтобы заставить англичан поддерживать «красную» конюшню, был приглашен еще один, четвертый пилот – британец Реджинальд Парнелл. Вся четверка получила в свое распоряжение автомобили Alfa Romeo 158, оснащенные 1,5-литровыми восьмицилиндровыми моторами, мощность которых достигала 350 л. с.

И вот именно тут великий (без преувеличения!) Энцо Феррари допустил одну из самых знаменитых своих ошибок. То ли посчитав начинающийся Чемпионат мира неинтересным и непрестижным, то ли не поверив в то, что на гонку соберется достаточное количество зрителей, Коммендаторе принял решение отказаться от выступления! Причем организаторам об этом было сообщено в традиционной для Феррари высокомерной манере – за 96 часов до гонки ими было получено сообщение, не терпящее возражений: «Фабрика Ferrari считает, что ее машинам необходимы некоторые переделки для успешного соперничества с машинами Alfa Romeo, четверо из которых участвуют в Гран-при Великобритании. Исходя из этого, фабрика Ferrari отказывается от участия в заезде». Думается, какие-либо комментарии здесь не нужны…

Первая и легендарная
После подобных событий составить реальную конкуренцию четырем «альфеттам» было попросту некому. Все четыре места в первом ряду стартового поля (а в те времена машины стартовали именно так) заняли пилоты Alfa Romeo – лучшее время (1 мин 50,8 с) показал Фарина; за ним следовали Фаджиоли, Фанхио и Парнелл. Вне всяких сомнений эта четверка и финишировала бы в том же порядке, если бы на 62-м круге из-за утечки масла гонку не покинул будущий пятикратный чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио. Победа (а также лучший круг гонки) досталась Фарине; в двух секундах позади него финишировал Фаджиоли. «Специально приглашенный» Парнелл отстал от пары первых пилотов почти на минуту; ставший же четвертым и «лучшим из остальных» Ив-Жиро Кабанту на Talbot проиграл лидерам… ДВА круга! Пятым, и последним, кто получил зачетные очки, финишировал довольно известный по тем временам гонщик Луи Розье; шестым же стал Боб Джерард – фактически первый британский пилот, прошедший полную дистанцию Гран-при Формулы-1.
Что же было потом? Победив в Швейцарии и взойдя на подиумы в Бельгии и Италии, Джузеппе «Нино» Фарина стал первым чемпионом мира Формулы-1. Уже со второй гонки в чемпионат влилась команда Ferrari, моментально осознавшая всю глубину своей ошибки. Alfa Romeo же, напротив, по истечении двух суперудачных сезонов покинула Ф-1, чтобы больше никогда туда не вернуться. Из тех же, кто стартовал в Гран-при Великобритании 1950 года, до наших дней не дожил никто – последний из его участников, Тони Рольт, скончался 8 февраля 2008 года на 90-м году жизни… Судьбы всех 23-х участников сложились совершенно по-разному – но это уже абсолютно другая история…
Результаты Гран-при Великобритании 1950 года
Пусть вас не удивляет то, что в таблице результатов Гран-при Великобритании 1950 года в некоторых строчках присутствуют по две фамилии – по правилам тех лет пилоты совершенно запросто могли меняться за рулем одной и той же машины по ходу гонки. О времена, о нравы!
Позиция |
Пилот |
Машина |
Круги |
1 |
Нино Фарина |
Alfa Romeo |
70 |
2 |
Луиджи Фаджиоли |
Alfa Romeo |
70 |
3 |
Реджинальд Парнелл |
Alfa Romeo |
70 |
4 |
Ив-Жиро Кабанту |
Talbot-Lago |
68 |
5 |
Луи Розье |
Talbot-Lago |
68 |
6 |
Боб Джерард |
ERA |
67 |
7 |
Кат Харрисон |
ERA |
67 |
8 |
Петер Этанселин |
Talbot-Lago |
65 |
9 |
Дэвид Хэмпшир |
Maserati |
64 |
10 |
Джо Фрай/Брайан Шэйв-Тэйлор |
Maserati |
64 |
11 |
Джонни Клаес |
Talbot-Lago |
64 |
12 |
Хуан-Мануэль Фанхио |
Alfa Romeo |
62 |
13 |
Джо Келли |
Alta |
57 |
14 |
Принц Бира |
Maserati |
49 |
15 |
Дэвид Мюррей |
Maserati |
44 |
16 |
Джофф Кроссли |
Alta |
43 |
17 |
Туло де Граффенрид |
Maserati |
36 |
18 |
Луи Широн |
Maserati |
24 |
19 |
Эжен Мартин |
Talbot-Lago |
8 |
20 |
Питер Уокер/Тони Рольт |
ERA |
5 |
21 |
Лесли Джонсон |
ERA |
2 |
Владимир Некрасов
Первая часть материала здесь
18/06/2009