Первая гонка «Формулы-1». Часть II.

«Формула» без Ferrari
Итак, с англичанами мы разобрались – на старт их домашнего Гран-при вышли четыре машины ERA (по две Type E и Type B) и два болида Alta. Францию в первой гонке Ф-1 представляли пятеро гонщиков на автомобилях Talbot-Lago Т26С, которые, в отличие от всех остальных, были оснащены безнаддувными шестицилиндровыми 4,5-литровыми двигателями, развивавшими мощность порядка 280 л. с. Однако бесспорными фаворитами тех лет выступали итальянские марки Maserati и Alfa Romeo.
Первая была представлена четырьмя машинами, которыми управляли частные гонщики, и одним заводским пилотом (им был легендарный Луи Широн). Правда, автомобили, доставшиеся всем пятерым, были практически одинаковыми – их 1,5-литровые четырехцилиндровые двигатели, снабженные двухступенчатыми нагнетателями, обладали мощностью около 320 «лошадок».
Что же до Alfa Romeo, то ее превосходство было предопределено задолго до гонки – мощная заводская итальянская команда выставила на Гран-при Великобритании трех сильнейших гонщиков того времени, трех «Фа» – Джузеппе «Нино» Фарину, Хуана-Мануэля Фанхио и Луиджи Фаджиоли. Более того, чтобы заставить англичан поддерживать «красную» конюшню, был приглашен еще один, четвертый пилот – британец Реджинальд Парнелл. Вся четверка получила в свое распоряжение автомобили Alfa Romeo 158, оснащенные 1,5-литровыми восьмицилиндровыми моторами, мощность которых достигала 350 л. с.

И вот именно тут великий (без преувеличения!) Энцо Феррари допустил одну из самых знаменитых своих ошибок. То ли посчитав начинающийся Чемпионат мира неинтересным и непрестижным, то ли не поверив в то, что на гонку соберется достаточное количество зрителей, Коммендаторе принял решение отказаться от выступления! Причем организаторам об этом было сообщено в традиционной для Феррари высокомерной манере – за 96 часов до гонки ими было получено сообщение, не терпящее возражений: «Фабрика Ferrari считает, что ее машинам необходимы некоторые переделки для успешного соперничества с машинами Alfa Romeo, четверо из которых участвуют в Гран-при Великобритании. Исходя из этого, фабрика Ferrari отказывается от участия в заезде». Думается, какие-либо комментарии здесь не нужны…

Первая и легендарная
После подобных событий составить реальную конкуренцию четырем «альфеттам» было попросту некому. Все четыре места в первом ряду стартового поля (а в те времена машины стартовали именно так) заняли пилоты Alfa Romeo – лучшее время (1 мин 50,8 с) показал Фарина; за ним следовали Фаджиоли, Фанхио и Парнелл. Вне всяких сомнений эта четверка и финишировала бы в том же порядке, если бы на 62-м круге из-за утечки масла гонку не покинул будущий пятикратный чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио. Победа (а также лучший круг гонки) досталась Фарине; в двух секундах позади него финишировал Фаджиоли. «Специально приглашенный» Парнелл отстал от пары первых пилотов почти на минуту; ставший же четвертым и «лучшим из остальных» Ив-Жиро Кабанту на Talbot проиграл лидерам… ДВА круга! Пятым, и последним, кто получил зачетные очки, финишировал довольно известный по тем временам гонщик Луи Розье; шестым же стал Боб Джерард – фактически первый британский пилот, прошедший полную дистанцию Гран-при Формулы-1.
Что же было потом? Победив в Швейцарии и взойдя на подиумы в Бельгии и Италии, Джузеппе «Нино» Фарина стал первым чемпионом мира Формулы-1. Уже со второй гонки в чемпионат влилась команда Ferrari, моментально осознавшая всю глубину своей ошибки. Alfa Romeo же, напротив, по истечении двух суперудачных сезонов покинула Ф-1, чтобы больше никогда туда не вернуться. Из тех же, кто стартовал в Гран-при Великобритании 1950 года, до наших дней не дожил никто – последний из его участников, Тони Рольт, скончался 8 февраля 2008 года на 90-м году жизни… Судьбы всех 23-х участников сложились совершенно по-разному – но это уже абсолютно другая история…
Результаты Гран-при Великобритании 1950 года
Пусть вас не удивляет то, что в таблице результатов Гран-при Великобритании 1950 года в некоторых строчках присутствуют по две фамилии – по правилам тех лет пилоты совершенно запросто могли меняться за рулем одной и той же машины по ходу гонки. О времена, о нравы!
| Позиция | Пилот | Машина | Круги | 
| 1 | Нино Фарина | Alfa Romeo | 70 | 
| 2 | Луиджи Фаджиоли | Alfa Romeo | 70 | 
| 3 | Реджинальд Парнелл | Alfa Romeo | 70 | 
| 4 | Ив-Жиро Кабанту | Talbot-Lago | 68 | 
| 5 | Луи Розье | Talbot-Lago | 68 | 
| 6 | Боб Джерард | ERA | 67 | 
| 7 | Кат Харрисон | ERA | 67 | 
| 8 | Петер Этанселин | Talbot-Lago | 65 | 
| 9 | Дэвид Хэмпшир | Maserati | 64 | 
| 10 | Джо Фрай/Брайан Шэйв-Тэйлор | Maserati | 64 | 
| 11 | Джонни Клаес | Talbot-Lago | 64 | 
| 12 | Хуан-Мануэль Фанхио | Alfa Romeo | 62 | 
| 13 | Джо Келли  | Alta | 57 | 
| 14 | Принц Бира | Maserati | 49 | 
| 15 | Дэвид Мюррей | Maserati | 44 | 
| 16 | Джофф Кроссли | Alta | 43 | 
| 17 | Туло де Граффенрид | Maserati | 36 | 
| 18 | Луи Широн | Maserati | 24 | 
| 19 | Эжен Мартин | Talbot-Lago | 8 | 
| 20 | Питер Уокер/Тони Рольт | ERA | 5 | 
| 21 | Лесли Джонсон | ERA | 2 | 
Владимир Некрасов
Первая часть материала здесь
		                        18/06/2009        
			    	        
         
                 
                    		 
        

