Первая гонка «Формулы-1». Часть I.

 

Комментарии (0), Просмотры (815)


8 мая 1950 года вышел в свет первый номер журнала Elle с фотографией Брижитт Бардо на обложке. Через две недели, 24 мая того же года состоялась свадьба Ингрид Бергман и Роберто Росселини. А между двумя этими, бесспорно, немаловажными событиями, произошло еще одно. Оно не вызвало особенного интереса со стороны тогдашней «желтой прессы»; его сопровождал гораздо меньший ажиотаж. Однако время показало, что это мероприятие оказало на развитие современного общества гораздо большее влияние, чем первые два. Итак, 13 мая 1950 года на автодроме «Сильверстоун» в Великобритании состоялся первый Гран-при чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1.

Игра по новым правилам

Автоспорт, замерев с началом Второй мировой войны, «очнулся ото сна» с ее окончанием. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, ознаменовавший финал самой большой бойни ХХ века. А через неделю, в воскресенье, 9 сентября, в Булонском лесу под Парижем состоялись первые послевоенные автогонки, в которых участвовали автомобили трех классов. В первом (двигатели рабочим объемом до 1500 куб. см) разыгрывался Кубок Освобождения, во втором (от 1500 до 3000 куб. см) – Кубок Узников, а в третьем (свыше 3000 куб. см) – Кубок Робера Бенуа, бывшего гонщика Delage и Bugatti, в 1944 году расстрелянного в Бухенвальде за участие в Движении Сопротивления.



Организатором этих гонок выступал Автомобильный Клуб Франции (АКФ), однако не за горами было время, когда автоспорт перестал помещаться в рамки одной, отдельно взятой страны. Существовавшая еще с середины 20-х годов Международная Ассоциация Признанных Автомобильных Клубов (АИАКР) решительно взяла бразды правления в свои руки. Сменив название на ФИА (FIA – Federacion International de Automobile), новоиспеченная Международная Автомобильная Федерация ввела новые требования к гоночным автомобилям со сроком действия до конца 1953 года. Ими предписывались два альтернативных исполнения двигателей – рабочий объем не должен был превышать 4500 куб. см для атмосферных силовых агрегатов или 1500 куб. см для моторов, оснащенных компрессором. Такая формула была во многом вынужденной, ибо 3,0-литровые машины с компрессором даже в конце 30-х годов никто, кроме немцев (Mercedes, Auto Union) и Alfa Romeo, уже не делал. После войны же о немецком автоспорте по понятным причинам речь не шла, а, следовательно, достаточного количества трехлитровых машин просто не набиралось.

Следующим шагом по направлению к систематизации и четкой организации автогонок стало решение проводить, начиная с 1950 года, официальный Чемпионат мира. Инициатором этого решения выступил делегат Италии в составе FIA гонщик Антонио Бривио Сфорца, вошедший в историю не столько своими гоночными успехами, сколько данным предложением.

Так или иначе, решение было принято. В первый Чемпионат мира вошли шесть этапов (Гран-при Великобритании, Монако, Швейцарии, Бельгии, Франции и Италии), однако при подведении итогов чемпионата в расчет принимались только четыре лучших результата каждого пилота. Очки начислялись следующим образом: гонщики, занявшие первые пять мест по итогам Гран-при, получали соответственно 8, 6, 4, 3 и 2 очка. Кроме того, участник, прошедший круг с наибольшей средней скоростью, получал еще одно дополнительное очко.




Правь, Британия!

По прошествии почти шесидесяти лет уже трудно (а может быть, и вообще невозможно) установить, почему первый этап новорожденного чемпионата было решено провести именно в Великобритании. Если родоначальниками футбола британцы могут называть себя с полным правом, то первая в мировой истории автогонка, состоявшаяся в 1905 году, прошла все-таки не в Англии, а во Франции, на дороге из Парижа в Руан. Таким образом, было бы логичнее начать первый чемпионат Ф-1 именно с французской гонки. Однако англичане все же настояли на своем; более того, Гран-при Великобритании получил еще и почетный статус Гран-при Европы, что лишний раз подчеркивало его значимость.

Выбор же трассы, на которой должна была пройти историческая гонка, не занял много времени – конечно же, местом проведения Гран-при стал автодром «Сильверстоун» в Нортхэмптоншире, расположенный на старой базе Королевских Воздушных Сил и доказавший свою «профпригодность» еще в 1948 и 1949 годах. Конечно, трибунам тех лет было далеко до нынешних превосходных зрительских мест, однако отсутствие комфорта не отпугнуло болельщиков – посмотреть на первую гонку Чемпионата мира Формула-1 пришло более 100 000 человек. Примечательно, что среди них были и члены королевской семьи – король Георг VI, королева Елизавета, принцесса Маргарет, а также другие высокие особы. Что же они увидели?

Шоу для короля

Естественно, гордые бритты не могли не понимать, что успеха в грядущей гонке, равно как и во всем чемпионате, им не добиться – в те времена английские гоночные машины в основном пребывали на ролях статистов. В описываемой нами гонке Великобритания была представлена старомодными автомобилями ERA с колесами большого диаметра и шестицилиндровым 1488-кубовым двигателем, развивавшим около 190 л. с., а также более новыми Alta с четырехцилиндровыми моторами того же объема и мощности. До превосходства этой страны в Формуле-1 было еще очень далеко – лишь 20 июля 1957 года Стирлинг Мосс за рулем четырехцилиндрового Vanwall первым пересечет финишную черту на Гран-при Англии в Эйнтри. В 1950-м же году шансов на победу (или хотя бы на подиум) у британцев не было.



Однако королевской семье нужно было продемонстрировать мощь отечественного автоспорта. И тогда организаторы приняли смелое решение провести перед гонкой презентацию грандиозного проекта будущего – национальной гоночной команды под названием British Racing Motors. Более ста компаний-поставщиков участвовали в проекте, инициированном бывшим гонщиком ERA Раймондом Мэем и инженером Питером Бертоном. Автомобиль BRM, прошедший несколько кругов почета перед началом основной гонки, был поистине великолепен – в его основе лежало шасси трубчатой конструкции с независимой передней подвеской и задним мостом De Dion, а наибольший интерес представлял двигатель V16, который теоретически способен был развивать 420 л.с. при 10 000 об/мин. Считавшийся в то время передовым по конструкции, 1488-кубовый двигатель состоял из двух восьмицилиндровых блоков с углом развала 135°. Кроме того, мотор был оснащен двухступенчатым нагнетателем Rolls-Royce. Примечательно, что его мощность остается самой высокой среди всех двигателей, созданных для Формулы-1 в период с 1948 по 1951 годы.

Забегая вперед, скажем, что, хотя конструкция BRM была технически очень продвинутой, проект оказался слишком дорогостоящим, а автомобиль так и не смог продемонстрировать свои возможности на трассе. Впрочем, в солнечный день 13 мая 1950 года этого еще никто не знал, и сорвав массу аплодисментов, потенциальная гордость Британии освободила трек для участников первой гонки Ф-1.


Владимир Некрасов
17/06/2009
  Быстрый поиск автомобиля по всем сайтам Украины
Все
Все
Все
  Найти

| Еще

Добавить комментарий
ОПУБЛИКОВАТЬ получать информацию от смежных проектов
Нет комментариев