Недорогой бензин или полная казна? Дилемма новой власти

 

Комментарии (0), Просмотры (1259)

Борьба с "серым" импортом нефти и нефтепродуктов, который активизировался при Викторе Януковиче, позволит наполнить бюджет и спровоцирует ...
рост цен на топливо.



В период работы правительства Виктора Януковича в Украине были возобновлены действовавшие во времена экс-президента Леонида Кучмы "серые схемы" импорта нефти и нефтепродуктов.

Вопреки большому опыту бывшего вице-премьер-министра Николая Азарова, достигнутого им в начале этого десятилетия на ниве борьбы с льготным импортом, уходящий Кабинет Министров почему-то предпочел особо не утруждаться борьбой с "серыми" схемами, оставив решение  проблемы новому правительству Юлии Тимошенко.

РЕНЕССАНС ЛЬГОТНИКОВ

Первый признак того, что в Украину вернулись работавшие в 1996–2000 годах "серые" схемы импорта, на отечественном нефтяном рынке обозначился минувшим летом.

Шевченковский районный суд Киева тогда признал незаконными действия ГНАУ по изъятию налога на добавочную стоимость у группы дочерних предприятий харьковского АО "Буртекс": "Предприятие "Бизон", "Лютня", "Норд", "Дора", "Альфа-продукт" и "Силио".

Опротестовать это судебное решение налоговики не спешили. В результате, в начале этого месяца Хозяйственный суд Полтавской области принял схожее по многим пунктам решение в защиту компании "Топазия". Суд обязал Энергетическую региональную таможню осуществлять таможенное оформление нефти и нефтепродуктов, которые трубопроводным и железнодорожным транспортом перемещаются в это ДП через таможенную территорию Украины, без уплаты НДС, акциза, таможенной пошлины, а также без предоставления платежного поручения на общую сумму всех налоговых сборов.

СТРУКТУРА РЫНКА

По словам информированного источника, ознакомленного с результатами проверок ГлавКРУ, поставки нефтяного сырья на украинские НПЗ обладают одной специфической особенностью.

Начиная с 1993 года, компаниям-поставщикам российской нефти украинские органы государственного управления, в том числе Минтопэнерго, назидательно рекомендуют использовать в схемах импорта директивно определяемые властями коммерческие структуры.

Все эти годы поставками сырья на НПЗ занимаются несколько групп компаний. Это харьковско-днепропетровская группа в составе "дочек" вышеуказанного "Буртекса", а также компании "АРИ", "Клиринговый дом", "Прана", "Юникс", "Фианит", "Апельсин", Львовско-Волынская группа — "Студия Лева", "Химотекс" и ряд СП группы "Континиум", а также Полтавская группа — компании "Тайстра-Полтава-Экспресс" и "Таиз".

Наиболее показательным примером того, как компании трех указанных выше групп делили украинский рынок импорта нефти и нефтепродуктов, можно считать деятельность крупнейшего в Украине НПЗ, кременчугского ЗАО "Укртатнафта".

В разные периоды перечисленные группы работали с этим предприятием в зависимости от представительства украинской стороны в органах управления ЗАО.

В частности, весной-осенью 2001 года, когда председателем правления "Укртатнефти" был Юрий Бойко, поставки нефти шли через днепропетровский "Фианит". С осени 2001 года по январь правление завода возглавлял Сергей Перелома, тогда же большинство поставок нефти на завод пошло через "Прану" и "Юникс", а затем — через "Студию Лева" и "Химотекс". В январе 2003 года по октябрь 2004 года завод возглавлял Павел Овчаренко, при котором нефть на завод шла через "Химотекс", а также полтавскую "Тайстра-Полтава-Экспресс". С октября 2004 года по декабрь того же года заводом руководил Сергей Глушко, и нефть шла через "Тайстру-Полтава-Экспресс". С января 2005 года по апрель 2007 года, когда в Украине происходила перманентная смена власти, вокруг "Укртатнефти" фиксировалось почти полное отсутствие уполномоченных компаний, и НПЗ работал на прямых поставках. Однако в минувшем октябре нефть на завод снова пошла через уполномоченного импортера, полтавскую "Таиз".

По аналогичным схемам до последнего времени работали все без исключения отечественные заводы. Причина их удивительного единения состояла в том, что как только один из НПЗ начинал закупать нефть по "серой" льготной схеме, рентабельность работы остальных предприятий сразу же падала.

Между тем ООО "Таиз" замечено при осуществлении поставок российской нефти, закупаемой ОАО "Укртатнафта" для переработки на мощностях Лисичанского НПЗ и формирования стабилизационного фонда нефтепродуктов.

Поскольку формирование стабфонда проходит под патронатом Минтопэнерго, то высокопоставленные чиновники вряд ли не в курсе дел. Не стоит забывать, что "Укртатнафта", на базе которой формируется резерв, не обладает собственными мощностями по хранению и сбытовой сетью. Как известно, на торговле оптовыми партиями особо не подзаработаешь: вся прибыль "куется" в рознице. Кроме того, компании необходимо платить за переработку и только более дешевый ресурс позволяет сделать это направление бизнеса хотя бы неубыточным.

СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОБЛЕМЫ

Все эти льготные схемы в 1998 году были предметом специального, но по сути бесплодного заседания СНБО. Совет тогда подсчитал, что налоги, недополучаемые государственным бюджетом в результате работы компаний-льготников, ежегодно превышают 3 млрд. грн.
Борьба с импортерами-льготниками ненадолго вышла за рамки банального межкланового противостояния в ранг полноценной государственной политики в 2000 году при премьер-министре Викторе Ющенко. Его правительство инициировало принятие нового Закона "Об уничтожении дискриминации налогообложения предприятий, созданных с использованием отечественных средств".

Закон предлагал установить исключительно национальный режим валютного регулирования и налогообложения для всех видов предприятий, причем в очень жестких рамках: "по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности либо другим юридическим лицам, их филиалам, отделениям, включая постоянное представительство нерезидентов, созданных при участии иностранных инвестиций независимо от форм и времени их внесения".

Этот же закон предусматривал отмену Закона "Об иностранных инвестициях" и всех последующих декретов и постановлений. Однако после ухода Ющенко противостояние между правительством и льготниками прекратилось.

Чем закончится нынешний этап восстановления былой мощи "льготных" компаний-импортеров, прогнозировать трудно. С одной стороны,  политики команды Юлии Тимошенко имеют репутацию решительных реформаторов. Но с другой — наличие десятка компаний, которые благодаря решениям судов не платят ни одной гривни налогов, по сути, устраивает всех.

Большинство политиков получают стабильность рынка и довольных широким импортом граждан, а бизнесмены — высокую рентабельность импорта. Правда, при этом бюджет недополучает сотни миллионов нефтяных долларов, а рынок нефти и нефтепродуктов монополизирован группой торговых компаний.
Источник: comments.ua
26/12/2007
  Быстрый поиск автомобиля по всем сайтам Украины
Все
Все
Все
  Найти

| Еще

Добавить комментарий
ОПУБЛИКОВАТЬ получать информацию от смежных проектов
Нет комментариев