Москвич-408: легенда СССР

 

Комментарии (0), Просмотры (2858)
Несмотря на все разнообразие зарубежных моделей 50-х - 70-х годов, на то, что во многих из них были использованы технические и дизайнерские приемы, которые используются и по сей день, ошибочно думать, что в Советском Союзе выпускали только старые, неконкурентоспособные модели, к тому же слизанные с иномарок, закупленных в качестве образцов. Советский автопром был способен разработать и выпускать свои собственные модели, которые по дизайну и характеристикам ничуть не уступали бы автомобилям европейского или американского производства.



Нет, конечно, в те времена в СССР серийно не выпускались автомобили, способные по мощности и размерам конкурировать с американскими монстрами или европейскими спортивными автомобилями, но вот в нише семейных малолитражных автомобилей наша страна находилась далеко не на последнем месте. Да, не обошлось без плагиата (вспомните ВАЗ-2101 или ЗАЗ-965), но куда без него?

Одним из заводов, в 1964 году выпустивший модель собственной разработки, был АЗЛК, только в те года он назывался МЗМА - московский завод малолитражных автомобилей. И тут же автомобилю была сделана великолепная реклама - фильм "Бриллиантовая рука". Да-да, речь пойдет о том самом Москвиче-408, предке легендарных 412-х, которые до сих пор бороздят асфальт нашей страны. Кто бы что ни говорил о продукции АЗЛК, практически все модели (кроме 2141) являются образчиками исключительной надежности и проходимости. Аналогичную надежность демонстрирует разве что ГАЗ (Победа, 21 и 24 Волги) и Запорожец 968 модели.



Вот вам пример из реальной жизни - Москвич 2140, 1983 года выпуска, накрутил приблизительно 512 000 км без капитального ремонта, после аварии - погнуты несущие лонжероны в задней части, проржавевший насквозь кузов, облупливающаяся краска, в двигателе восемь (!) лет не менялось масло, радиатор течет, разболтанная до невозможности ходовая часть, заедающее сцепление. И что бы вы думали? На проселочной дороге этот экземпляр на равных тягается с новенькой Приорой, не уступая ей в динамике, и превосходя ее в управляемости и плавности хода - из-за своей массы и раздолбанного рулевого управления его не мотает из стороны в сторону в ответ на небольшие движения руля.

Вот он, гений советской промышленности! Да, качество изготовления было топорное, были частые мелкие и не очень частые крупные поломки, но даже с ними автомобиль мог как-то передвигаться, а если нет - его ремонт в полевых условиях занимал максимум два часа. Какая иномарка 90-х годов хотя бы заведется после таких издевательств?



Почему сравнивается АЗЛК 2140 и 408 Москвич? Потому что в принципе это один и тот же автомобиль - в его конструкции за 25 лет изменился только двигатель да тормозные механизмы на передних колесах, плюс были внесены изменения в дизайн передка, задней оптики и салона. Но суть не поменялась. Это все тот же старый, довольно стильный четырехдверный седан, с характерными линиями выштамповок на боковинах кузова.

Когда в 1964 году советскому обществу представили первый серийный образец Москвича, это был шок. Аналогичный шок публика испытывала лишь один раз на автомобильной выставке в конце 50-х годов в Москве, когда там выставили Chevrolet Corvette. По тем временам прорыв в дизайне был колоссален - совсем иная форма кузова, исчезла пухлость панелей, фары более не выделялись на крыльях как наросты, они были интегрированы в решетку радиатора, вместо маленьких задних фонариков появилась внушительная оптика, очень похожая на задние фонари Чайки ГАЗ-13, в салоне был использован экзотические и дорогие по тем временам материалы - виниловый кожзаменитель и пластик, круглые циферблаты были заменены на стильную комбинацию приборов с горизонтальными шкалами на американский манер, а вот рычаг коробки передач переместился с рулевой колонки на пол только в 1973 году.




В том же году именно из-за рычага вместо переднего дивана стали ставить раздельные передние сиденья. Вообще, начиная с 1969 года, Москвич-408 стал усиленно унифицироваться с 412 моделью, отчего и потерял все свои изюминки во внешнем оформлении, отличающие его от преемника - головную квадрооптику и вертикальные задние фонари.

Кстати, про систему освещения. Мало кто знает, как работали габаритные огни и указатели поворота у большинства автомобилей тех лет. Обычно человек, увидев, скажем, ВАЗ-2101, видит отдельно фары и под ними - указатели поворотов. Дополнительных габаритных фонарей спереди нет, значит что? Правильно, маломощные лампочки для габариток установлены прямо в фарах. А вот и неправильно. В подфарниках Москвича-408 устанавливались двухнитевые лампы, потому подфарники были белые - они не выцветшие, они действительно белые. Потому ночью хорошо видно, что подфарники в режиме габариток светятся не очень ярко, а если включить указатели поворота, то яркость свечения будет пульсировать, и довольно заметно.

Впоследствии такое конструктивное решение было запрещено ГОСТом, но необоснованно - на безопасности движения совмещение передних осветительных приборов не сказывается никак, человеческий глаз вполне способен различать мощность ламп в 7 и 21 ватт - именно такие номиналы использовались. 7 ватт - габаритные огни спереди и сзади, указатели поворота и стоп-сигналы - 21 ватт. Зато в современной автотехнике, в основном предназначенной для американского рынка, такое совмещение оптики используется очень широко - возьмите и посмотрите, например, на Toyota FJ Cruiser или Lexus GX-480 (передние габаритки желтого цвета совмещены с поворотниками), Infiniti FX-35/37 2008 модельного года - задние габаритки совмещены с указателями поворота красного цвета и стоп-сигналами, любой американский Chevrolet или Ford тоже с оранжевыми габаритами спереди и красными поворотниками сзади. И еще кстати - задние фары с Москвича-408 успешно перекочевали на АЗЛК-2137 - модель 2140 с кузовом универсал.



Технические новшества тоже были довольно приличными по сравнению с предыдущими моделями. Не мороча себе голову, инженеры просто взяли за основу старое шасси Москвича-403 и доработали его. Кузов был несущим, конструкция передней подвески стала бесшкворневой, на шариковых шарнирах и сайлент-блоках, на автомобиль изначально ставили телескопические амортизаторы взамен рычажных, в конструкцию тормозов было введено устройство, автоматически регулирующее зазор. Устройство, между тем, простое до тупости, граничащей с гениальностью - в тормозные цилиндры под поршни была вставлена пружинная шайба, которая не давала сдвигаться поршню назад после определенного предела. Усилитель в тормозах отсутствовал, как и усилитель в рулевом управлении. Впрочем, тогда они не были нужны - скорость у автомобиля была сравнительно небольшой, как и масса, и водитель легко справлялся с управлением своими силами.

Двигатель также был старым, только доработанным и форсированным. Его история начинается в 1938 году - такой же двигатель, только с рабочим объемом 1.03 литра ставили на Опель Кадетт. Впоследствии его рабочий объем увеличивался и к 1964 году достиг 1.36 литра. Вкупе с современным карбюратором этот двигатель выдавал 50 лошадок - не так уж и мало, как кажется. Агрегатированный с четырехступенчатой коробкой передач, движок позволял разгонять седан до 120 км/ч, а сотни достигал за 33 секунды. На самом деле эта цифра была меньше, так как при тестировании динамических характеристик использовалась "щадящая" методика. Если же крутить движок до упора и насиловать трансмиссию ударными переключениями передач, выйдет около 27-29 секунд. Аналогичная ситуация была позже с Москвичом-412 - в руководстве по эксплуатации указывалась цифра 20 секунд, в реальности же до сотни 412 разгоняется секунд за 17 - но только если состояние двигателя и трансмиссии идеальное.



Серийно выпускались седаны, четырехдверные полностью остекленные универсалы и двухдверные универсалы со специальными ребристыми щитками вместо задних окон. Мелкими партиями на авторемонтных заводах на базе Москвича выпускались двухместные пикапы. Но в 1964 году было построено два опытных экземпляра. Оба не сохранились, но вот сами по себе они опережали свое время лет на десять. Что в них особенного?

Во-первых, это были кабриолеты. Крыша была съемной и жесткой. Это накладывало определенные ограничения на конструкцию дверей и кузова в целом, поэтому под лобовым стеклом была сделана прочная рама из небольшой по диаметру трубы, которая соединялась с подрамником, на котором крепился двигатель, силовой конструкцией из таких же труб. Во-вторых, в конструкции дверей отсутствовали оконные рамки, а на кузове - центральная стойка, поэтому вышло как у крутых американских хардтопов - стекла дверей прилегают к кузову почти заподлицо. Высота крыши была уменьшена сантиметра на четыре-пять - это визуально, технические характеристики опытных экземпляров ушли в небытие вместе с оными. Но и это не удовлетворило конструкторов.



Чтобы уменьшить вес автомобиля, решили использовать "крылатый" металл - авиационный алюминий. Из него были выполнены не только панели кузова, но и несущие силовые элементы. Салон тоже претерпел трансформацию - был увеличен багажник, из-за чего полноценный задний диван стал "детским". Но самое уникальное было под капотом. Двигатель остался тот же - 1.36 литра. Только теперь на крышке головки блока цилиндров рядом с распределителем зажигания появилось аналогичное устройство. Зачем?.. А затем, что из двигателя был выкинут карбюратор. И поставлена система впрыска. Система. Впрыска. В 1964 году! Электронная!

Причем на первом экземпляре она была транзисторной, на втором - ламповой! Мощность двигателя таким образом подняли до 63 лошадиных сил, что дало прирост скорости до 140 км/ч, с динамикой разгона - 21 секунда до 100 км/ч. Конечно, тут сыграла роль и масса, уменьшившаяся до 960 кг - с 990. Вот такие были кабриолеты. Впоследствии из-под гаечного ключа на заводе выходили и другие опытные образцы с невероятными характеристиками - например, Москвич 3-5-6 76 года с двигателем мощностью 108 л.с. и автоматической коробкой передач...



Выпуск Москвича-408 продолжался до 1975 года. Автомобиль положил начало новой эре в советском автомобилестроении, которая не закончилась до сих пор. И не закончится, пока последний Москвич не перестанет ездить. В чем я сильно сомневаюсь - эти автомобили ездят всегда, даже тогда, когда, казалось бы, он ехать не может...



Москвич-408

Длина - 4090 мм
Ширина - 1550 мм
Высота - 1480 мм
Колея передняя/задняя - 1237/1277 мм
База - 2400 мм
Дорожный просвет - 173 мм
Снаряженная масса - 990 кг
Двигатель - I-4, 1.36 литра, нижневальный, карбюраторный (двухкамерный карбюратор К-126), 50 л.с. при 4750 об/мин, 93 Н*м при 2750 об/мин.
Трансмиссия - задний привод, четырехступенчатая механическая коробка передач.
Шасси - несущий кузов, колодочные тормоза на всех колесах, независимая передняя подвеска с пружинами, телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, зависимая задняя подвеска на полуэллиптических рессорах.
Динамика - 0-100 км/ч - 33 с., максимальная скорость - 120 км/ч

18/03/2009
  Быстрый поиск автомобиля по всем сайтам Украины
Все
Все
Все
  Найти

| Еще

Добавить комментарий
ОПУБЛИКОВАТЬ получать информацию от смежных проектов
Нет комментариев