Land Rover Defender: повесть о настоящем внедорожнике
Вот мимо проплывает роскошный внедорожник, чаще всего черного, серебристого или пепельно-серого цвета. Видно, что дорогой — большие литые колесные диски, злобно смотрящая вперед оптика, тонированные стекла, утробно урчащий двигатель...

Среди таких попадаются как японские аппараты обтекаемо-округлого дизайна, так и самобытные американские монстры воистину устрашающих размеров, бывает, в промелькнувшем мимо силуэте можно узнать красивый и непохожий на все остальные Audi Q7, а бывает, что на самом деле внедорожник этот - породистый баварский скакун от BMW. Но попадаются на наших дорогах и большие, действительно королевские джипы. И родом они из Соединенного Королевства. А узнать их можно по слегка консервативному дизайну, низкой крыше и на топовых версиях — по узким вертикальным жабрам в передних крыльях, забранных светлой металлической решеточкой. Это — Range Rover.
Те, кто не знают хотя бы приблизительной истории этой марки, скажут, что автомобиль довольно новый, 2004 года образца. Однако на самом деле свое начало Range Rover берет у настолько утилитарного джипа, что если их рядом поставить, будет непонятно, как из одного вышло другое. А оно вышло. Казалось бы, что может сравнится по простоте с нашим уазиком? До сих пор УАЗ-469Б остается в нашей стране символом беспрецедентной надежности, неприхотливости, простоты и... отсутствия комфорта. Ни один японский, европейский или американский внедорожник послевоенного выпуска (да-да, с самого 1945 года) не может сравнится с уазиком по проходимости и надежности. Однако есть автомобиль, который почти на равных соревнуется с нашим армейским вездеходом. Это Land Rover Defender.

Конструкция, а вернее, концепция этого джипа практически неизменна с 1948 года. Возьмите надежный двигатель небольшого объема, но с приличной мощностью и крутящим моментом, прикрутите к нему коробку передач и двухступенчатую раздатку, передний и задний неразрезной мост вкупе с рулевым управлением и тормозами, навесьте это все на раму да обшейте алюминиево-магниевыми панелями - и получите Defender. Однако не все так просто.
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, здесь есть кое-какие нюансы. Так, двигатель дизельный, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом и естественно управляется электроникой, коробка передач шестиступенчатая с 2007 года. Но и это еще не все. Вся суть отменной проходимости Land Rover'а кроется в его подвеске. Некоторые знатоки могут сказать - зависимая подвеска колес морально устарела, она не обеспечивает должного комфорта и управляемости, и вообще, независимая подвеска гораздо лучше, потому что - независимая.

Да, все это правда, однако не всякая независимая подвеска может обставить неразрезной мост. Главный плюс зависимой подвески - постоянство колеи и дорожного просвета. На что бы ни наехал автомобиль, расстояние между колесами и дорожный просвет останутся теми же. Во-вторых, это практически полная неубиваемость подвески. Тяжелую и прочную балку практически невозможно повредить в обычных внедорожных условиях, погнуть же легкий рычаг независимой подвести гораздо легче. Ну и третье достоинство - простота. В самом тупом варианте мост подвешивается на продольных рессорах, и никаких тебе ШРУСов, никаких шаровых опор, подбора длин рычагов...
Однако такая схема не лишена недостатков - "гуляние" моста поперек кузова (читай - ухудшение управляемости) плюс невысокий комфорт при быстрой езде по неровностям вполне могут подпортить впечатление. Однако эти недостатки легко устранить путем установки направляющих тяг и рычагов, а также применением схемы Де-Дион - когда редуктор с дифференциалом крепятся на кузове, а колеса соединяет легкая, но прочная балка. Ведь чем легче подвеска, тем лучше комфорт и управляемость.

К слову сказать, зависимая задняя подвеска используется и на таком спортивном купе, как Aston Martin Vanquish V8 2004 года образца, и ничего, управляемость и комфорт вполне приличные. А вот на Defender'е применяется лишь частичный подход к устранениям неприятных огрехов конструкции, а именно - в передней подвеске для обеспечения приемлемой кинематики используется поперечная тяга Панара, а в заднем мосте - треугольный рычаг, присоединенный к балке заднего моста. Ну и вместо жестковатых рессор здесь стоят пружины. Что же это дает, спросите вы? А вот что: если взять да и вывесить колеса джипа, то расстояние по вертикали между передней и задней осью может достигать 30 см! Ни одна конструкция независимой подвески не может обеспечить полный ход колеса в 30-35 см без изменения колеи, не говоря уж о дорожном просвете.
Но это сейчас, на модели 2007 года образца. А что раньше было? А раньше - все почти то же самое. Карбюраторные и дизельные двигатели объемом 2 - 2.5 литра, четырехступенчатая коробка передач, такая же зависимая подвеска всех колес, правда, на рессорах. Еще одно из отличий - если на Defender'е используется постоянный полный привод, то на предшественниках ставилась обгонная муфта, а затем - отключаемый передний мост. Да и размеры были поскромнее. Так, самая первая модель, выпущенная в 1948 году, имела колесную базу в 80 дюймов - 203 см. Отсюда и название Land Rover 80. Собственное же имя - Defender - джип получил лишь в 1990 году.

С течением времени габариты увеличивались (с 80 до 88 возросла колесная база, появились удлиненные модификации с базой в 109 дюймов), менялись двигатели и трансмиссия. Только дизайн оставался неизменным на протяжении всех лет выпуска. Из отличительных особенностей стоит отметить габаритные огни и поворотники не на передних крыльях, а под лобовым стеклом, утопленная решетка радиатора и очень близко посаженные фары. Такой была первая серия, на второй серии подфарники уже были на передних крыльях, слегка поменялась решетка радиатора, а на третьей серии внедорожника фары переехали поближе к габариткам. Четвертая серия, которая, собственно, и стала Defender'ом, отличается от третьей чуть другой формой боковин кузова, увеличенными габаритами и решеткой радиатора, слегка выступающей вперед.
На протяжении всего срока выпуска автомобиль выпускался в самых различных кузовах - тут был и пикап, и универсалы трех- и пятидверные, специальные шасси для монтажа нестандартных кузовов, и многое другое. К слову сказать, известные задние двери Range Rover'а, распахивающиеся не вбок, а вверх и вниз, впервые были использованы на модели Land Rover Series I Tickford с деревянным кузовом. Однако долго эта модель не продержалась на конвейере из-за своей цены.

А прототипом Land Rover'а, наверное, как и прототипом всех остальных внедорожников, был самый обычный американский Willys MB. Братья Уилкс, которые, собственно, и являются основателями легендарной марки, взяли за основу Willys и оснастили его агрегатами фирмы Rover, затем создали алюминиевый (а не стальной, как на первоисточнике) кузов. Интересная деталь - на прототипе руль находился не слева и не справа, а по центру. Позже от такой концепции отказались.
Подводя итоги, можно сказать, что за 60 лет выпуска простая конструкция автомобиля практически достигла совершенства в надежности, неприхотливости и проходимости, но отнюдь не по комфорту - не очень удобный салон и шумность чуть-чуть портят репутацию одного из известнейших внедорожников мира. Но не настолько, чтобы отбить охоту у потенциальных покупателей стать обладателями настоящего мужского внедорожника.
Технические характеристики
Land Rover 109 Stage II A (1961)
Land Rover Defender (2006)
Родион Долгов

Land Rover Prototype (1946) |
Среди таких попадаются как японские аппараты обтекаемо-округлого дизайна, так и самобытные американские монстры воистину устрашающих размеров, бывает, в промелькнувшем мимо силуэте можно узнать красивый и непохожий на все остальные Audi Q7, а бывает, что на самом деле внедорожник этот - породистый баварский скакун от BMW. Но попадаются на наших дорогах и большие, действительно королевские джипы. И родом они из Соединенного Королевства. А узнать их можно по слегка консервативному дизайну, низкой крыше и на топовых версиях — по узким вертикальным жабрам в передних крыльях, забранных светлой металлической решеточкой. Это — Range Rover.
Те, кто не знают хотя бы приблизительной истории этой марки, скажут, что автомобиль довольно новый, 2004 года образца. Однако на самом деле свое начало Range Rover берет у настолько утилитарного джипа, что если их рядом поставить, будет непонятно, как из одного вышло другое. А оно вышло. Казалось бы, что может сравнится по простоте с нашим уазиком? До сих пор УАЗ-469Б остается в нашей стране символом беспрецедентной надежности, неприхотливости, простоты и... отсутствия комфорта. Ни один японский, европейский или американский внедорожник послевоенного выпуска (да-да, с самого 1945 года) не может сравнится с уазиком по проходимости и надежности. Однако есть автомобиль, который почти на равных соревнуется с нашим армейским вездеходом. Это Land Rover Defender.

Land Rover 88 SII (1961) |
Конструкция, а вернее, концепция этого джипа практически неизменна с 1948 года. Возьмите надежный двигатель небольшого объема, но с приличной мощностью и крутящим моментом, прикрутите к нему коробку передач и двухступенчатую раздатку, передний и задний неразрезной мост вкупе с рулевым управлением и тормозами, навесьте это все на раму да обшейте алюминиево-магниевыми панелями - и получите Defender. Однако не все так просто.
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, здесь есть кое-какие нюансы. Так, двигатель дизельный, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом и естественно управляется электроникой, коробка передач шестиступенчатая с 2007 года. Но и это еще не все. Вся суть отменной проходимости Land Rover'а кроется в его подвеске. Некоторые знатоки могут сказать - зависимая подвеска колес морально устарела, она не обеспечивает должного комфорта и управляемости, и вообще, независимая подвеска гораздо лучше, потому что - независимая.

Land Rover Defender (1975) |
Да, все это правда, однако не всякая независимая подвеска может обставить неразрезной мост. Главный плюс зависимой подвески - постоянство колеи и дорожного просвета. На что бы ни наехал автомобиль, расстояние между колесами и дорожный просвет останутся теми же. Во-вторых, это практически полная неубиваемость подвески. Тяжелую и прочную балку практически невозможно повредить в обычных внедорожных условиях, погнуть же легкий рычаг независимой подвести гораздо легче. Ну и третье достоинство - простота. В самом тупом варианте мост подвешивается на продольных рессорах, и никаких тебе ШРУСов, никаких шаровых опор, подбора длин рычагов...
Однако такая схема не лишена недостатков - "гуляние" моста поперек кузова (читай - ухудшение управляемости) плюс невысокий комфорт при быстрой езде по неровностям вполне могут подпортить впечатление. Однако эти недостатки легко устранить путем установки направляющих тяг и рычагов, а также применением схемы Де-Дион - когда редуктор с дифференциалом крепятся на кузове, а колеса соединяет легкая, но прочная балка. Ведь чем легче подвеска, тем лучше комфорт и управляемость.

Land Rover Defender 109 SIII (1975) |
К слову сказать, зависимая задняя подвеска используется и на таком спортивном купе, как Aston Martin Vanquish V8 2004 года образца, и ничего, управляемость и комфорт вполне приличные. А вот на Defender'е применяется лишь частичный подход к устранениям неприятных огрехов конструкции, а именно - в передней подвеске для обеспечения приемлемой кинематики используется поперечная тяга Панара, а в заднем мосте - треугольный рычаг, присоединенный к балке заднего моста. Ну и вместо жестковатых рессор здесь стоят пружины. Что же это дает, спросите вы? А вот что: если взять да и вывесить колеса джипа, то расстояние по вертикали между передней и задней осью может достигать 30 см! Ни одна конструкция независимой подвески не может обеспечить полный ход колеса в 30-35 см без изменения колеи, не говоря уж о дорожном просвете.
Но это сейчас, на модели 2007 года образца. А что раньше было? А раньше - все почти то же самое. Карбюраторные и дизельные двигатели объемом 2 - 2.5 литра, четырехступенчатая коробка передач, такая же зависимая подвеска всех колес, правда, на рессорах. Еще одно из отличий - если на Defender'е используется постоянный полный привод, то на предшественниках ставилась обгонная муфта, а затем - отключаемый передний мост. Да и размеры были поскромнее. Так, самая первая модель, выпущенная в 1948 году, имела колесную базу в 80 дюймов - 203 см. Отсюда и название Land Rover 80. Собственное же имя - Defender - джип получил лишь в 1990 году.

На протяжении всего срока выпуска автомобиль выпускался в самых различных кузовах - тут был и пикап, и универсалы трех- и пятидверные, специальные шасси для монтажа нестандартных кузовов, и многое другое. К слову сказать, известные задние двери Range Rover'а, распахивающиеся не вбок, а вверх и вниз, впервые были использованы на модели Land Rover Series I Tickford с деревянным кузовом. Однако долго эта модель не продержалась на конвейере из-за своей цены.

Land Rover Defender (2007) |
А прототипом Land Rover'а, наверное, как и прототипом всех остальных внедорожников, был самый обычный американский Willys MB. Братья Уилкс, которые, собственно, и являются основателями легендарной марки, взяли за основу Willys и оснастили его агрегатами фирмы Rover, затем создали алюминиевый (а не стальной, как на первоисточнике) кузов. Интересная деталь - на прототипе руль находился не слева и не справа, а по центру. Позже от такой концепции отказались.
Подводя итоги, можно сказать, что за 60 лет выпуска простая конструкция автомобиля практически достигла совершенства в надежности, неприхотливости и проходимости, но отнюдь не по комфорту - не очень удобный салон и шумность чуть-чуть портят репутацию одного из известнейших внедорожников мира. Но не настолько, чтобы отбить охоту у потенциальных покупателей стать обладателями настоящего мужского внедорожника.
Технические характеристики
Land Rover 109 Stage II A (1961)
Длина | 4445 мм |
Ширина | 1676 мм |
Высота | 2070 мм |
Колея | 1308 мм |
База | 2768 мм |
Дорожный просвет | 211 мм |
Снаряженная масса | 1769 кг |
Двигатель | I-4, 2.5 литра, верхневальный, три клапана на цилиндр, карбюраторный, 68 л.с. при 4250 об/мин, 157 Н*м при 2500 об/мин. |
Трансмиссия | полный привод, 4-хступенчатая механическая коробка передач, отключаемый передний мост, блокировка межосевого дифференциала. |
Шасси | трубчатая рама лонжеронного типа, алюминиевый кузов, колодочные тормоза на всех колесах, зависимая подвеска всех колес с рессорами и телескопическими амортизаторами. |
Максимальная скорость | 115 км/ч |
Land Rover Defender (2006)
Длина | 4599 мм |
Ширина | 1790 мм |
Высота | 2035 мм |
Колея | 1486 мм |
База | 2794 мм |
Дорожный просвет | 215 мм |
Снаряженная масса | 2054 кг |
Двигатель | I-5, 2.5 литра, верхневальный, дизельный с турбонаддувом, 122 л.с. при 4000 об/мин, 300 Н*м при 1950 об/мин. |
Трансмиссия | постоянный полный привод, 5-иступенчатая механическая коробка передач, блокировка межосевого дифференциала, раздаточная коробка с понижающей передачей. |
Шасси | коробчатая рама лонжеронного типа, алюминиевый кузов, дисковые тормоза с усилителем на всех колесах, зависимая подвеска всех колес на продольных рычагах с пружинами, тягой Панара (спереди), треугольным рычагом (сзади) и телескопическими амортизаторами. |
Максимальная скорость | 145 км/ч |
Родион Долгов
26/02/2009