8. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
8.1. Регулировка дорожного движения осуществляется с помощью дорожных знаков, дорожной разметки, дорожного оснащения, светофоров, а также регулировщиками.
8.2. Дорожные знаки могут устанавливаться временно и постоянно. Временные дорожные знаки размещаются на переносных устройствах, дорожном оснащении или закрепляются на щите с фоном желтого цвета и имеют преимущество перед постоянными дорожными знаками и дорожной разметкой.
8.3. Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофоров
и требованиями дорожных знаков приоритета и являются обязательными для выполнения.
Сигналы светофоров, кроме желтого мигающего, имеют преимущество приоритета перед
дорожными знаками.
Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже
если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.
8.4. Дорожные знаки (дополнение 1) делятся на группы:
а) предупредительные знаки. Информируют водителей о приближении к опасному
участку дороги и характере опасности. Во время движения по этому участку необходимо
принять меры для безопасного проезда;
б) знаки приоритета. Устанавливают очередность проезда перекрестков, перекрестков
проезжих частей или узких участков дороги;
в) запретные знаки. Вводят или отменяют определенные ограничения в движении;
г) указательные знаки. Показывают обязательные направления движения или разрешают
некоторым категориям участников движение по проезжей части или отдельных ее участках,
а также вводят или отменяют некоторые ограничения;
гг) информационно-указательные знаки. Вводят или отменяют определенный режим
движения, а также информируют участников дорожного движения о расположении населенных
пунктов, разных объектов, территорий, где действуют специальные правила;
д) знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о расположении
объектов обслуживания;
е) таблички к дорожным знакам. Уточняют или ограничивают действие знаков,
вместе с которыми они установлены.
8.5. Дорожная разметка (дополнение 2) делится на горизонтальную и вертикальную и используется в отдельности или вместе с дорожными знаками, требования которых она подчеркивает или уточняет.
8.5.1. Горизонтальная дорожная разметка устанавливает определенный режим и порядок движения. Наносится на проезжую часть или по верху бордюра в виде линий, стрелок, надписей, символов и т.п. краской или другими материалами соответствующего цвета в соответствии с пунктом 1 раздела 34 этих Правил.
8.5.2. Вертикальная разметка в виде полос белого и черного цвета на дорожных сооружениях и элементах оснащения дорог предназначенная для зрительного ориентирования.
8.6. Дорожное оснащение применяется как вспомогательное средство регулирования
дорожного движения.
К нему относится:
а) ограждение и световое сигнальное оснащение в местах строительства, реконструкции
и ремонта дорог;
б) предупредительные световые круглые тумбы, которые устанавливаются на разделительных
полосах или островках безопасности;
в) направляющие столбики, которые предназначены для обеспечения видимости
внешнего края обочин и опасных препятствий в условиях недостаточной видимости. Сказываются
вертикальной разметкой и должны быть оборудованы светоотражателями: по правую сторону
- красного цвета, по левую сторону - белого;
г) выпуклые зеркала для расширения обзорности водителям транспортных средств,
которые проезжают перекрестки или другое опасное место с недостаточной обзорностью;
гг) дорожные ограждения на мостах, путепроводах, эстакадах, насыпях и других
опасных участках дорог;
д) пешеходные ограждения в опасных для перехода проезжей части местах.
8.7. Светофоры (дополнение 3) предназначены для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного и лунно-белого цветов, которые расположены вертикально или горизонтально. Сигналы светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой (стрелок), с силуэтом пешехода, X-подобные.
8.7.1. В светофорах с вертикальным расположением сигналов
сигнал красного цвета - сверху, зеленого - снизу, а с горизонтальным: красного -
по левую сторону, зеленого - по правую сторону.
8.7.2.
Светофоры с вертикальным расположением сигналов могут иметь одну или две дополнительных
секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне
сигнала зеленого цвета.
8.7.3. Сигналы светофора имеют такие значения:
а) зеленый разрешает движение;
б) зеленый в виде стрелки (стрелок) на черном фоне разрешает движение в указанном
направлении (направлениях). Такое же самое значение имеет сигнал в виде зеленой
стрелки (стрелок) в дополнительной секции светофора.
Сигнал в виде стрелки, которая разрешает поворот по левую сторону, разрешает и разворот,
если он не запрещен дорожными знаками.
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции,
включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что
он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях)
движения перед транспортными средствами, которые двигаются с других направлений;
в) зеленый мигающий разрешает движение, но информирует о том, что в скором
времени будет включен сигнал, который запрещает движение.
Для информирования водителей о времени (в секундах), которое осталось до конца горения
сигнала зеленого цвета, могут применяться цифровые табло;
г) черная контурная стрелка (стрелки), нанесенная на основной зеленый сигнал,
информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает другие
разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции;
гг) желтый запрещает движение и предупреждает о следующем изменении сигналов;
д) желтый мигающий сигнал или два желтых мигающих сигнала разрешают движение
и информируют о наличии опасного нерегулированного перекрестка или пешеходного перехода;
е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала
запрещают движение.
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции
вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение
разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных
средств, которые двигаются с других направлений;
есть) объединение красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует
о следующем включении зеленого сигнала;
же) черные контурные стрелки на красном и желтом сигналах не изменяют значения
этих сигналов и информируют о разрешенных направлениях движения при зеленом сигнале;
з) отключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направления,
указанном ее стрелкой (стрелками).
8.7.4. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей
части, направление движения на которых может изменяться на противоположное, применяются
реверсивные светофоры с красным X-подобным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелки,
направленной вниз
. Эти сигналы запрещают или разрешают
движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде
стрелки, наклоненной по диагонали вниз направо
, включение которой запрещает движение
по полосе, обозначенной с обоих сторон дорожной разметкой
1.9 (см. дополнение 2) , и информирует об изменении сигнала реверсивного
светофора и необходимость перестраивания на полосу движения по правую сторону.
При отключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой,
обозначенной с обоих сторон дорожной разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
8.7.5. Для регулирования движения трамваев
могут применяться светофоры с четверыми сигналами лунно-белого цвета, расположенными
в виде буквы "Т".
Движение разрешается лишь в случае включения одновременно нижнего сигнала и одного
или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение по левую сторону, средний
- прямо, правый - по правую сторону. Если включены лишь три верхние сигнала - движение
запрещено.
В случае отключения или неисправности трамвайных светофоров водители трамваев должны
руководствоваться требованиями светофоров со световыми сигналами красного, желтого
и зеленого цветов.
8.7.6.
Для регулирования движения на железнодорожных переездах используются светофоры с
двумя красными сигналами или одним лунно-белым и двумя красными, которые имеют такие
значения:
а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через
переезд;
б) мигающий лунно-белый сигнал показывает, что сигнализация исправная и не
запрещает движения транспортных средств.
На железнодорожных переездах одновременно с запретным сигналом светофора может быть
включен звуковой сигнал, который дополнительно информирует участников дорожного
движения о запрете движения через переезд.
8.7.7.
Если сигнал светофора имеет вид силуэта пешехода, его действие распространяется
только на пешеходов, при этом зеленый сигнал разрешает движение, красный - запрещает.
Для слепых пешеходов может быть включен звуковой сигнал, который разрешает движение
пешеходов.
8.8. Сигналы регулировщика. Сигналами регулировщика является положение его
корпуса, а также жесты руками, в том числе с жезлом или диском с красным светоотражателем,
которые имеют такие значения:
а) руки вытянутые в стороны, опущенные или правая рука согнута перед грудью:
с левой и правой стороны - разрешено движение трамвая прямо, нерельсовым транспортным
средствам - прямо и по правую сторону; пешеходам разрешено переходить проезжую часть
за спиной и перед грудью регулировщика;
со стороны груди и спины - движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено;
б) правая рука вытянута вперед:
с левой стороны - разрешено движение трамвая по левую сторону, нерельсовым транспортным
средствам - во всех направлениях; пешеходам разрешено переходить проезжую часть
за спиной регулировщика;
со стороны груди - всем транспортным средствам разрешено движение только по правую
сторону;
с правой стороны и спины - движение всех транспортных средств запрещено; пешеходам
разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика;
в) рука поднятая вверх:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено по всем направлениям.
Жезл используется только работниками подразделений Госавтоинспекции и воинской инспекции
безопасности дорожного движения.
Для привлечения внимания участников дорожного движения используется сигнал, представленный
свистком.
Регулировщик может подавать другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
8.9. Требование об остановке транспортного средства подается работником милиции:
а) жезлом или рукой, которая указывает на это транспортное средство;
б) с помощью включенного проблескового маячка синего и красного или только
красного цвета и (или) специального звукового сигнала;
в) с помощью громкоговорящего устройства (громкоговорителя);
г) с помощью специального табло, на котором отмечается требование об остановке
транспортного средства.
Водитель должен остановить транспортное средство в месте, на которое ему будет указано,
с соблюдением правил остановки.
8.10. В случае представления светофором (кроме реверсивного
) или регулировщиком сигнала, который
запрещает движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой
1.12 (стоп-линия) (см. дополнение 2), дорожным знаком 5.62 "Место остановки"
(см. дополнение 1), если их нет - не ближе 10 м до ближайшего рельса перед железнодорожным
переездом, перед светофором, пешеходным переходом, а если и они отсутствуют и во
всех других случаях - перед перекрестка проезжей частью, не создавая препятствий
для движения пешеходов.
8.11. Водителям, которые в случае включения желтого сигнала или поднятия регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство в месте, предусмотренном пунктом 8.10 этих Правил, не прибегая к экстренному торможению, разрешается двигаться дальше при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
8.12. Запрещается самовольно устанавливать, снимать, повреждать или закрывать дорожные знаки, технические средства организации дорожного движения (вмешиваться в их работу), располагать плакаты, афиши, рекламные носители и устанавливать устройства, которые могут быть приняты за знаки и прочие устройства регулирования дорожного движения или могут ухудшить их видимость или эффективность, ослепить участников дорожного движения, отвлекать их внимание и ставить под угрозу безопасность дорожного движения.